Выборы: «отстрел» продолжается
Скандал вокруг мартовских выборов в Волгоградскую городскую Думу разрастается. Суды не успевают рассматривать иски с требованием аннулировать итоги выборов в разных округах. Уникальное явление: под прессинг попали представители всех трех ведущих партий. Член «Справедливой России» Роланд Херианов оспаривает решение горизбиркома признать недействительными итоги голосования по 40-му округу. Представитель «Единой России» Мария Минчева отстаивает свою победу по 10-му округу: на днях суд по иску ее конкурента Сергея Сгибнева определил результаты недействительными. А совсем недавно лидер волгоградских коммунистов Алевтина Апарина заявила о том, что обратилась в Центризбирком с просьбой провести проверку законности выборов.
Такого в городе еще не было: от взаимной критики партии перешли в наступление по единому направлению – на волгоградскую администрацию и лично мэра Романа Гребенникова. Особенно негодуют коммунисты, в свое время выпестовавшие Гребенникова-политика и давшие ему путевку во власть. Как заявила Апарина: «Все делалось для того, чтобы провести выгодных горадминистрации кандидатов; мэр Роман Гребенников открыто выступал против нас на этих выборах».
Увы, Алевтина Викторовна, не только против вас, коммунистов. В ходе предвыборной кампании Гребенников умудрился рассориться практически со всеми политическими группировками Волгограда. Мы говорим: «Гребенников» - поскольку ни для кого не секрет, что председатель горизбиркома Олег Рябчук является креатурой мэра, и все его действия продиктованы волей Романа Георгиевича. В том числе и такие абсурдные, как попытка снять с выборов сразу группы кандидатов – сначала на старте кампании, а затем накануне дня голосования.
Впрочем, даже абсурдные поступки приносят свои плоды. Так, лихорадочные перепечатывания бюллетеней в ночь перед выборами дали аутсайдерам аргументы для судебных исков. Тот же господин Сгибнев, оспаривая победу в 10-м округе Марии Минчевой, упирал на то, что неразбериха с бюллетенями могла помочь его оппонентам «вбросить» в урны фальшивые бюллетени в количестве 174 штук. Какой смысл это имело для Сгибнева, да и для остальных кандидатов, сказать сложно: Минчева опередила всех гораздо более чем на 174 голоса. Тем не менее, суд согласился с тем, что подобное «было возможно». Это все равно, что сажать в тюрьму одного из двух спорщиков за то, что он, в принципе, мог и ударить оппонента. Не бил – но мог же!
Мы так подробно останавливаемся на ситуации именно по 10-му округу, поскольку здесь обозначилось главное противостояние мэра – уже не с отдельными личностями, а со здравым смыслом. Ни больше, ни меньше. Минчева – кандидат от «Единой России». И уже второй раз усилиями муниципалов ее пытаются «выдавить» из волгоградской политики. Впервые это удалось во время довыборов в областную Думу, теперь Марию Владимировну стараются лишить депутатского мандата.
А почему бы и не попробовать «наехать» на ведущую партию страны, если ее региональные лидеры пока даже никак не комментируют «отстрел» кандидатов, учиненный мэрией и горизбиркомом? По этому поводу не высказался, разве что, ленивый. Даже многотерпеливый и дипломатичный председатель облизбиркома Геннадий Шайхуллин намерен обратиться с иском об освобождении Рябчука от должности председателя горизбиркома. Поскольку последний просто не исполняет предписаний областных коллег. Впрочем, что Рябчуку доводы Шайхуллина, если накануне выборов горизбирком не исполнял и решения судов!
Ныне же судьям раздолье: на основании одних и тех же аргументов они выносят подчас диаметрально противоположные решения. Победителей то «снимают», то оставляют им мандаты. Почему так происходит – тема для отдельного разговора. А на сегодня уже ясно: конфликты вокруг выборов юридическими средствами уже не «разрулить». Они перешли в политическую плоскость. И главный вопрос уже не звучит: «Насколько законными были выборы в округе номер такой-то?» Назрела более глубокая формулировка: «До каких пор в Волгограде одному человеку будет позволено управлять ситуацией в собственную пользу?»