Почтальон звонит дважды?
Недавняя отставка директора ФГУП «Почта России» Игоря Сырцова и назначение на эту должность экс-руководителя Сбербанка Андрея Казьмина спровоцировали шквал политических прогнозов. Обсуждали, прежде всего, Германа Грефа – как наиболее вероятного кандидата на освободившееся место Казьмина. Говорили и о будущем самой Почты. Но мало кто задумался о том, что «почтовый перевод» Казьмина – это, по сути, вызов Леониду Рейману, главе ведомства, который курировал и во многом опирался на «Почту России».
Достаточно просмотреть новостные ленты, чтобы понять, что к назначению Казьмина министр связи и информационных технологий РФ не имел ни малейшего отношения. Какой-либо возможности повлиять на это решение у него не было, Реймана просто поставили перед фактом: вот вам новый почтовый начальник, прошу любить и жаловать. И поэтому первый комментарий Реймана появился в прессе с заметным опозданием, после того, как аналитики уже разобрали «по косточкам» фигуру нового руководителя ФГУП и увлеченно занялись трудоустройством безработного Грефа.
Как и следовало ожидать, большую часть комментария министр посвятил трудовым достижениям Игоря Сырцова, своего послушного ставленника, который руководил «Почтой России» с ноября 2002 года. Все это время Сырцов настолько явно пытался угодить Рейману, что порой даже ставил его в крайне двусмысленные ситуации. Например, в разгар газетного шума, когда западные СМИ назвали Леонида Реймана тайным совладельцем сотовой компании «Мегафон», аккурат в это же время экс-глава «Почты России» издал приказ по своему ведомству: подключить корпоративные сотовые телефоны почтовых работников по всей стране к Мегафону. Прежде у почтовиков в этом вопросе была полная демократия: хочешь, звони по МТС, а хочешь, используй Билайн. По сведениям газеты "Век", после приказа Сырцова работники Почты по всей России стройными рядами перешли исключительно на волну Мегафона. То есть одним росчерком пера Игорь Сырцов подбросил «любимому» сотовому оператору своего шефа более 30 000 тысяч абонентов, к тому же весьма платежеспособных – их разговоры оплачивало государственное ведомство. Решение было тем более скандальным, что «Мегафон» на тот момент был далеко не лидером по площади покрытия территории России сотовой связью, а ведь почта, как известно, работает не только в крупных городах. Сотрудники центрального аппарата Почты России рассказывали, что когда на селекторном совещании Игоря Сырцова спросили, как объяснять работникам на местах причину перехода на нового сотового оператора, тот якобы, без тени смущения, ответил: «Придумайте сами, почему нам выгоден Мегафон! И обязательно доложите людям»!
Эта деликатная история, указывающая на избирательную любовь министра к участникам рынка телекоммуникаций, была не последней. Этим летом разгорелся крупный конфликт, связанный с проведением конкурса на выдачу дополнительных GSM-частот в 61 регионе России. Этот конкурс был приостановлен решением Федеральной антимонопольной службы, поскольку давал слишком явные преференции определенной категории участников рынка, то есть, нарушал закон о конкуренции. Росссвязьохранкультура, принявшая на себя в марте этого года полномочия государственного регулятора рынка связи, послушно исполнила решение ФАС: перенесла очередные торги и объявила результаты прошедших конкурсов недействительными. Но тут на регулятора ополчилось никому доселе неизвестное ОАО «Сумма Телеком», которое, как выяснилось, успело за 2 месяца получить доступ к 11 регионам, выиграв странным образом большинство проведенных этапов конкурса. Странным – поскольку до сих пор «Сумма» вообще не имела опыта оказания услуг мобильной связи.
«Сумма Телеком» повезло» - с таким ироничным заголовком вышла тогда серьезная газета «Ведомости». Объект иронии более чем очевиден. Условия тендера разрабатывались в недрах подконтрольного Рейману Федерального агентства связи (Россвязь), а когда конкурс стартовал, сразу стало понятно, для кого эти условия должны были стать тепличными. В кулуарах рынка телекоммуникаций «Сумму» тут же стали называть «компанией Реймана, а в прессе появились версии о том, что министр готовит себе очередной «запасной аэродром» на случай отставки.
Отставки не случилось, но репутация оказалась подмоченной изрядно. Причем не только Леонида Реймана, но и того, с кем упорно ассоциируют министра политологи. Не секрет, что ленинградца Реймана все считают членом новой «команды Путина», а значит, коррупционные скандалы с его, пусть косвенным, участием компрометируют не только влиятельных людей из кремлевской администрации, но и самого президента, причем в преддверии выборов.
Назначение Андрея Казьмина – без каких-либо консультаций с министром связи – на должность руководителя крупнейшего подчиненного этому министру ведомства стало для Реймана если не «черной меткой», то весьма чувствительным, и не первым, «щелчком по носу». В марте президент отобрал регулирующие функции у Россвязи, передав их вновь образованному ведомству - Россвязьохранкультуре. Теперь с этим ведомством пытается судиться «Сумма Телеком», привлекая к себе и в целом к сомнительному GSM-конкурсу слишком много ненужного внимания. И на фоне этих событий из-под Реймана буквально уводят «Почту России», передавая руководство ею человеку, который привык отчитываться разве что в Кремле. Весьма знаковое для министра стечение обстоятельств…