«Бермудский треугольник» семейства Хахалевых
Отец – миллионер и специалист по отжиму фермерских земель, мать – федеральный судья, решающая земельные споры, и сын-депутат – член комитета краевой думы по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан: что еще нужно, чтобы держать в страхе всю Кубань?
А нам все равно…
Наша газета уже рассказывала о прогремевшей на всю страну свадьбе дочери «золой судьи» из Краснодарского края, на которой присутствовали звезды отечественной эстрады Меладзе, Басков и другие, гонорары которых потянет не каждая приглашающая сторона.
Откуда такие деньги у простого даже не столичного, а у зампредседателя краевого суда, задавались многие вопросами? Ну, во-первых, необходимо сразу сказать, что и устроители свадьбы и звезды все как один открестились от бешенных гонораров, поясняя, что на торжестве присутствовали исключительно «по дружбе». По ней же, видимо, и пели.
Сие очень сомнительно, зная, что в нынешнее непростое кризисное время наши исполнители не чураются никаких корпоративов – лишь бы платили. А тут за будь здоров полетели за тысячу с лишним километров, чтобы спеть за «спасибо».
Во-вторых, и судья не совсем простая. Вернее, совсем не простая. Елена Хахалева – председатель судебной коллегии Краснодарского областного суда по административным делам, причем, две трети судебных решений касается именно земельных вопросов и конфликтов по землепользованию. То есть, вектор движения очевиден.
Межевые споры соседей, изъятие полей у одних собственников и передачи их другим – вот круг интересов судьи Хахалевой. Тут и без «золотой свадьбы» знающий человек скажет – земельные вопросы это само по себе «золотое дно».
Что касается дочкиной свадьбы – то даже бесплатное присутствие высоких московских гостей уже говорит, что приглашающая стороны – люди весьма непростые. Можно сказать, «авторитетные». И настолько уверенно себя чувствующие, что абсолютно плевали на все слухи и пересуды, которые неминуемо должна была вызвать такая свадьба.
Одной из немногих попыток оправдаться от Хахалевых было указанное в некоторых СМИ (об этом мы тоже сообщали) давление на судью за то, что она не поддалась шантажу и не позволила вынести незаконное решение. Этакий «черный пиар» в сторону кристально честного человека стоимостью в 2 миллиона долларов.
Непонятно только, зачем сама Елена Хахалева в интервью одному из центральных СМИ сообщала, что свадьбу оплатил ее муж-бизнесмен, а Иосиф Кобзон, Валерий Меладзе, Сосо Павлиашвили и Вера Брежнева – это все его друзья. И подруги.
И имя им «семья»
Правда, у жителей Краснодарского края ни удивления, ни шока все эти «свадебные новости» не вызвали – уж они-то знают, кто она такая и чьих будет…
У Елены Хахалевой есть супруг – Роберт Хахалев. И поэтому ее желание разбираться в межевании или изъятии полей у собственников – это банальная работа под знаком «все в семью», а все споры обыкновенно решаются в пользу мужа.
Зачем ему эти земли? А суть в том, что Роберт Хахалев один из крупнейших в крае и самый крупный в Новопокровском районе, оптом и в розницу скупающий земли у местных фермеров. Способы покупок разные – далеко не все хотят продавать свою землю, на которой работали отцы и деды, на которой работают сами, кормят семью, возят овощи и фрукты на рынок, которую удобряли, превращая просто кусок земли в «мать-кормилицу».
Но деление методов на «кнут» и «пряник» у Роберта Хахалева не приветствуется. Тут или по-хорошему или по-плохому. По-хорошему, это когда у человека отнимают землю «малой кровью» - когда фермер понимает, что безопасней для него и его семьи будет просто отдать землю за копейки этим людям.
Когда понимания нет, в дело вступает судья Хахалева. Вот рассказ краснодарского фермера Александра Матвиенко: «Весь Краснодарский край столкнулся с этим беспределом. У нас у одного фермера землю забрали через суд по поддельным документам. Когда запросили подлинники этих документов (их нет в природе!), в суде заявили, что достаточно и ксерокопий. У другого фермера земля в аренде до 2018 года, но рейдеры подделали свидетельство, и она оказалась вообще у другого человека. У меня тоже хотят изъять землю из хозяйства. По решению суда отнимают 8 гектаров».
Местные земледельцы говорят: у нас нет завтрашнего дня. Сегодня мы работаем, занимаемся производством сельхозпродукции – а завтра, если Роберту Хахалеву приглянется тот или иной надел, можем все потерять.
С владельцем тысяч гектаров земли и конюшни почти с полусотней дорогущих элитных скаковых лошадей умный человек предпочтет не спорить – говорят местные. «Ты не знаешь - куда лезешь?» - обычно такой вопрос задают тому, кто пытается спорить с элитой по фамилии Хахалев, которому когда нужна земля, все едино – и стар и млад.
Ведь страхи местных жителей взрощены не сегодня и даже не на беспределе Хахалевых. Нынешние земли в еще относительно недавнем прошлом – это все империя «банды Цапков». Тех уже давно упрятали далеко и надолго – однако корни криминала, выращенные ими в здешних местах, выкорчевать не удалось. Или не стали, думая, что само «рассосется».
Так что, Роберту Хахалеву даже нагибаться не пришлось, чтобы подхватить «знамя» земельного беспредела, на котором и жиждется весь его бизнес, и с которым один на один не выстоять. Поэтому отчаявшаяся воевать с ним простая пенсионерка из печально знаменитой станицы Кущевская 87-летняя Анна Данько написала послание президенту страны, в котором просит обратить внимание на действия ряда кубанских судей в процессах, связанных с земельным имуществом членов банды Цапка.
Анна Данько в свое время пострадала еще от Цапков, которые создали на Кубани целую экономическую империю, в основе которой - земельные участки, путем различных махинаций отобранные у простых людей, в том числе и у Данько.
Когда банду Цапков разгромили, в октябре 2011 г. Кущевским районным судом права пенсионерки на земельные участки были восстановлены, но ровно через пять лет по решению того же суда в октябре 2016 г. она опять их лишилась, поскольку суд решил перевести их на ООО «Агрокомплекс „Кущевский“». А в назидание другим еще и родственница-юрист, представлявшая в суде интересы бабульки, оказалась в тюрьме.
А чтобы весь этот беспредел проходил без сучка, без задоринки, «золотые» родители пристроили своего отпрыска Кирилла Робертовича Хахалева почти сразу после «универа» в депутаты Законодательного собрания края.
Визуально, конечно, парень стал народным избранником исключительно благодаря своим мозгам – да только нет в регионе ни одного человека, который бы не знал, зачем чете Хахалевых свой человек с депутатским мандатом. Ведь теперь в семье Хахалевых имеется полный веер козырей: папа представляет большой бизнес, мама – судебную власть, а сынок – власть законодательную да еще в комиссии по защите прав граждан. Разумеется, в одном и том же Краснодарском Крае. Куда фермеру жаловаться, если барин обижает – в суд его жене или во власть его сыну-«правозащитнику»?
Мнимый мир после «войны»?
Банды Цапков нет уже семь лет – казалось бы, забыть все, как страшный сон. Вроде бы никто никого не убивает, не насилует, не сжигает – однако, тишь да гладь в «цапковских местах» - одна видимость. А внутри людей – напряжение, страх и разочарование убитыми надеждами на лучшее.
Из писем отчаяния местных фермеров: «…судья Елена Хахалева подмяла под себя всю земельную сферу судебных разбирательств. При решении любого вопроса обязательно должны учитываться интересы чиновницы. Любого «отступника» ожидает моя участь – потеря имущества и мысли о бегстве от угроз в другой регион…».
«У нас заправляет Роберт Хахалев. Все решения суда в его пользу. И то же самое – все оформляется на мертвых душ. Поселки Первомайский, Новоивановский; идет отжим земли. Роберт Хахалев женат на заместителе председателя Совета судей края Елене Хахалевой, а председатель Краснодарского краевого суда Александр Чернов — их родственник. Хахалев заявлял, что он инвестор, якобы хочет поднимать сельское хозяйство. Земля у него может и в ходу, но он не платит налоги, а жена его крышует».
«Семья Хахалевых и их строительные партнеры попытались осуществить коммерческую застройку силами ООО "Центрстройинвест" в особо охраняемой парковой зоне Краснодара «Первомайская роща». Кстати, Роберт Хахалев знатный бизнесмен! Знаете, какая сфера бизнеса его интересует больше всего (ну кроме земли конечно)? Микрофинансовые организации. Это там, где дают в долг 50.000 рублей, а через пару месяцев забирают 500.000 рублей. Ну или имущество, если несчастный не может вернуть долг с жуткими процентами».
«Безотходное производство: жена оставляет людей без средств к существованию, отнимая землю неправосудными решениями, по сути легализуя решениями суда отъем земли, банальное рейдерство, а муж этим несчастным своим бизнесом дает в долг украденные у них же деньги, забирая потом последнее, сумасшедшими процентами».
То есть, если раньше с несогласными разговаривали при помощи автоматов, сегодня при помощи судейского решения в пользу нужных предприятий. Ведь этих АО и ООО, ради которых ежедневно выходит на работу Елена Хахалева, десятки. Не все из них в прямом подчинении у семейки – но ведь и один в поле не воин.
Есть «Агрокомплекс» имени Н.И. Ткачева — крупнейший латифундист Северной Кубани, связан с родственниками министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева.
Есть агрохолдинг «Кущевский» — компания, принадлежащая бывшему цапку Федору Стрельцову, которого сейчас называют «человеком Ткачева».
Есть концерн «Покровский» — предприятие из Ростова-на-Дону с ежегодной чистой прибылью около 1 млрд рублей, активно пытающееся занять свой кусок краснодарской земли.
Каждому агрокомплексу по наделу?
Все «монстры» давно территории поделили, и друг к другу не лезут – у каждого свои жертвы из фермеров и крестьян, у которых еще остались клочки земли. Свои они у Роберта Хахалева, которого называют здесь миллионером и крупным «авторитетным» бизнесменом – однако, мало кто знает, что официально за прошедший год он не заработал и двухсот тысяч рублей, большую часть из них сделав на скачках.
Однако, местные все равно упорствуют – миллионер и крупный «авторитетный» бизнесмен, делая ударение на слово «авторитетный».
«Все на подставных лиц» - говорят фермеры. – «Но все знают, что только в Новоивановском сельском поселении есть 3000 га, по которым вопросы решает он». А всего земельные активы Хахалева в крае оцениваются в 6,5 тысяч га.
Как Роберт Хахалев начинал, вспоминает фермер Валерий Иванченко: «В 2012-м меня заканчивалась аренда двух участков — 115 га и 55 га, принадлежащих департаменту имущественных отношений Краснодарского края. Роберт, как «порядочный» сосед, подал заявку, чтобы эти земли передали ему. Я же подал заявку на продление аренды.
Когда наши заявки рассматривались, мне позвонили из департамента и попросили заявление о продлении аренды подать в районную администрацию: мол краевое правительство передало мою землю району. Благо знакомый в райадминистрации, услышав это, сказал, что это неправда, и попросил ни в коем случае ничего не делать. Так земля осталась за мной. Дальше Роберт подал на меня в суд, требуя лишить мое хозяйство 173 га, которые были «неправильно размежеваны». Забрать удалось лишь 32 га, но в судебном решении оказались не указаны координаты, из-за чего хахалевские несколько раз пытались занять по этому решению разные участки».
Получив, что было можно, через суды, предприятия Хахалева начали скупать земельные участки пайщиков Иванченко по завышенной цене, отрезав от его земель больше четверти. И, видимо, это еще не конец противостояния.
Бедолага Иванченко далеко не один в своей беде. Вообще, ситуация какая-то прямо «бериевская», когда по прижившейся в народе легенде Лаврентий Берия пальцем указывал своей охране на понравившуюся девушку или женщину и считай она уже его. Так и с Хахалевым, про которого говорят: «Если Роберту понравится твоя земля, то завтра она станет принадлежать ему. Когда деньгами берет, когда судебными решениями — зависит от настроения».
Кстати, что касается наследия Цапков, свой кусок «пирога» достался и агрокомплексу имени Ткачева. Когда в свое время цветущий СПК «Шкуринский», на котором работали больше шестисот пайщиков, расположенный в 19 километрах от Кущевки, Цапки обманом присоединили к «инвестору»-банкроту, взявшему 8 миллиардов рублей кредита в «Россельхозбанке» под земли СПК, их легко и непринужденно выкупили «ткачевцы». Теперь здесь осталось 20 наемных рабочих...
В общем, ощущение такое, что на Кубани крупные собственники каленым железом выжигают даже сам намек на фермерство или частное хозяйство. Если мы жили не в 21 веке, могло бы показаться, что несколько крупных помещиков делят отдельно взятую территорию на «крепостные латифундии». Уж очень все происходящее напоминает жизнь крестьян года так до 1861-го.
«Кубанский узел»
Какой выход для фермеров, чтобы спасти свой еще оставшийся бизнес? Некоторые видят спасение в поддельном дипломе Елены Хахалевой – мол, если подделка на самом деле обнаружится, судью уволят, дела пересмотрят, а ее супруг станет немного сложней отбирать у людей землю.
Какое-то зерно в увольнении Елены Хахалевой, конечно, есть – хотя бы в том, что такой человек просто не имеет права принимать судейские решения. Но изменит ли только ее увольнение положение кубанцев? Почему-то сомневаюсь.
Если помните, Цапков брали шумно, приезжала большая команда из Москвы, кое-кого в крае даже сняли – но следаки в основном занимались откровенным «тяжким и особо тяжким криминалом», а саму систему порабощения, отъема собственности, запугивания, какую-то экономическую подоплеку глубоко не копнули.
Тему Цапков закрыли, волна в крае улеглась – и те, кто в системе был и при этих бандитах и сумел отсидеться во время следствия на «запасных путях», осторожно подняли головы и принялись за старое. Теперь уже намного умней - без автоматных очередей. Решение судьи стоит дороже грузовика оружия или бригады вышибал, приезжавших уговаривать крестьян расстаться с землей «по-хорошему».
Тут бы грешным делом прислать сюда еще разок большую команду следователей самого высокого ранга, чтобы не смотрели на звания и чины – да всех одним махом, как когда-то Цапков… Не факт, что про кого-то снова «забудут», кого-то опять не «заметят»… Но, по крайней мере, на десяток-другой злодеев на многострадальной кубанской земле станет меньше.
Другое дело, пришлют ли такую бригаду? Подобное решение принимается на самом верху. А с учетом наглости и безбоязненности, с которой действуют в крае земельные «коллекторы», в «друзьях» у них не только столичные звезды шоу-бизнеса. Но если Кобзон и Басков, по их собственному признанию, пели бесплатно, другие «друзья» бесплатно на беспредел глаза не закроют. А раз до сих пор закрывают – значит, «платежки» проходят вовремя…
На въезде в Кущевку, как и другие станицы, давно поделенную между «помещиками», словно в усмешку висят большие плакаты с лозунгами: «Земля – основное богатство Кубани», «Кущевская земля навеки нам дана».
Местные давно переиначили эти лозунги: «Земля – основное богатство Ткачева», «Кущевская земля навеки Хахалевым отдана».
Очень хочется надеяться, что все эти «хахалевы» и даже «ткачевы» не вечны, что когда-нибудь все изменится, что заживут местные крестьяне вольно и весело, как жили раньше, что добро в итоге победит зло… Но пока все очень непросто – пока, кому побеждать, решает… судья Хахалева и… система, в которой она лишь одно из звеньев.
Но… Возможно в темном тоннеле кубанского беспредела уже мелькнул слабенький луч света. Возможно, при приближении этот луч высветит еще большую правду о судье Хахалевой. Не успело стихнут эхо той «золотой свадьбы», а уже везде и всюду говорят, что у федерального судьи… поддельный диплом.
В этой истории еще разбираться и разбираться, и мы обязательно напишем результаты расследования, расскажем, какое же на самом деле образование у госпожи Хахалевой и имела ли она вообще право примерять на себя судейскую мантию. И если окажется, что судья… и не судья вовсе, может эта неприглядная для нее правда и станет той самой отправной точкой, с которой кубанские земледельцы начнут учиться жить, работать и… не бояться?
Продолжение следует…