Крапивное семя
Российские парламентарии предлагают серьезно сократить бюрократический аппарат. За ликвидацией Рособоронзаказа, Рособоронпоставки и Министерства регионального развития должны последовать другие министерства, уверены на Охотном Ряду
«Крапивное семя» - таким сочным эпитетом наградили всех отечественных чиновников два классика русской литературы, Иван Сергеевич Тургенев и Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Оба знали, о чем говорили – Салтыков был вице-губернатором Рязани и Твери, а автор «Отцов и детей» два года проработал чиновником по особым поручениям при Министерстве внутренних дел.
Нелюбовь простого народа к чиновникам объяснима – разве можно быть человеком и заниматься ВОТ ЭТИМ? С другой стороны, государство как аппарат без них существовать не может. Сортировать и отправлять официальные бумажки тоже кто-то должен.
Но в последние десятилетия чиновная иерархия РФ все больше и больше отражает в себе одну из главных проблем страны – кадровую.
После развала СССР новые власти озаботились созданием новой же системы управления. Правда, они не очень знали, что это такое, поэтому получилось так, что сегодня 58 россиян кормят 1 чиновника. Иначе говоря, на 140 миллионов населения приходится 2,4 млн управленцев. При этом речь идет именно о чиновниках-представителях власти, а не о работниках бюджетной сферы. «Если же посчитать всех бюджетников, включая офисных работников в госучреждениях, полицейских, армию и так далее, получится 33 миллиона человек», - говорит депутат Государственной думы от КПРФ, первый заместитель председателя ЦК компартии Валерий Рашкин.
Можно вспомнить, что о необходимости административной реформы и сокращении расходов на чиновный аппарат говорили давно. Еще в 2000 году тогдашний премьер Михаил Касьянов решил провести ревизию всех функций органов государственной власти, сократить избыточные и вообще существенно облегчить тяжеловесную структуру правительства. Но дальше слов дело тогда не пошло.
За сокращение чиновников взялся новый премьер - Михаил Фрадков. И сначала все у него вроде бы получалось. После первого этапа реформы в 2004 году остался один вице-премьер вместо прежних шести. Министров было 28, а осталось 17. Но был один нюанс. Правительство, упразднив 24 ведомства (агентства, службы и т.п.), тут же создало 42 новых. В них нашли себе место сотрудники прежних, сокращенных министерств, и новые кадры. Сколько именно - секрет.
С тех пор административный аппарат только рос. В бюджете-2007 на его содержание отводилось 821 млрд рублей. Годом раньше расходы на чиновников были на 50% меньше.
Но вопрос, на самом деле, не в размере общих затрат. Основная головная боль нынешнего управленческого аппарата России – в отсутствии квалифицированных аппаратных работников, которые могут делать хоть что-то. Внезапно оказалось, что в стране не хватает не только машинистов, сварщиков, слесарей и иных специалистов, готовых крутить гайки в «светлом капиталистическом завтра», но и настоящих управленцев, которые умеют организовывать процесс.
Негодование коммуниста Рашкина во многом объясняется тем, что в федеральных министерствах сегодня процветают временщики, абсолютные непрофессионалы и, как обычно, чьи-то родственники. Условно всех сотрудников министерств можно разделить на следующие категории: уроженцы других регионов, приехавшие на работу в Москву и работающие за получение материальных благ (беспроцентные ссуды на квартиру), дети и родственники (возрастной диапазон 25-33 года) бывших чиновников, которые рассматривают министерство как стартовую площадку для дальнейшего ухода в частный бизнес, и, наконец, сотрудники разных уровней вплоть до директоров департаментов, которые по факту «сидят» на зарплате у бизнес-структур, чьи интересы они лоббируют. Вот и получается, что в разработке программ развития той или иной отрасли и, тем более, их выполнении в нынешних федеральных министерствах никто, кроме министра и его замов (и то, исключительно из карьерного интереса) не заинтересован!
Товарищ Рашкин предлагает сокращать разного рода дублирующие структуры – комитеты, агентства и т.д. Это, конечно, правильно. Но основная проблема нынешней реформы министерств не в излишней повторяемости функционала – в стране, как это не парадоксально звучит, не хватает чиновников-профессионалов. Посмотрите на главу Минпромторга Дениса Мантурова – да, экономист, юрист, в 35 лет стал главой «Оборонпрома», да, назначили министром. Но не потому, что сильно подходит для этой должности, а потому, что – просто некого. Старые, советские кадры умерли, новых – не воспитали. И это - беда.
Взять, и просто закрыть министерство в данной ситуации – не выход. Тем более что уровень зарплаты рядовых сотрудников федеральных ведомств невысок – 20-25 000 рублей. Задайте себе вопрос: вы будете вкалывать за всю страну за эти деньги с 9 утра до… бесконечности? Вот то-то же. Думаю, и товарищ Рашкин не будет. Нужна принципиально новая система управления и новые профессионалы. Их, к сожалению, пока нет.