Большая чистка Государственной Думы
Президент поддержал идею введения в нижней палате императивного мандата
Субботняя встреча президента Владимира Путина с лидером «Справедливой России» Сергеем Мироновым оказалась результативной. Председатель партии получил согласие главы государства на введение в Госдуме так называемого императивного мандата. То есть нормы о том, что граждане голосуют прежде всего за название партии, а не за входящих в ее список кандидатов. Таким образом, партийная фракция в ГД сможет менять одних своих депутатов на других, избавляясь от недовольных, несогласных и нелояльных своему руководству. В СР первыми кандидатами на вылет, как известно, являются исключенные из этой партии депутаты Дмитрий Гудков и Илья Пономарев.
Как и предполагалось ранее, первой из серии встреч президента с лидерами парламентских партий стала беседа с главой «Справедливой России» Сергеем Мироновым. Выбор его в качестве открывателя этой важной политической кампании оказался неслучайным. В прошедшую субботу Миронов сумел получить у Путина предварительное согласие на установление для депутатов Госдумы императивного мандата, парламентариев смогут досрочно лишать полномочий из-за утери связи с партией.
Разговор парламентского лидера с президентом не сразу вырулил на эту серьезную политическую тему. Сначала Миронов сообщил, что его партия работает над прорывом информационной блокады России через Социнтерн, в котором она состоит. Затем представил предложения СР по проблемам ЖКХ и жилищного строительства. Путин отреагировал на них довольно скептически – он даже не пообещал над инициативами эсэров подумать. Зато разговор по императивному мандату закончился полным взаимным удовлетворением.
«Сегодня у нас, депутатов, так называемый свободный мандат. И вот ситуация – депутат, который получил мандат депутата Госдумы по спискам «Справедливой России», за деятельность, наносящую политический вред, кстати, не только партии, но и стране, исключен из партии. И нам бы его необходимо поменять, потому что он абсолютно не по делу сейчас занимает депутатское место. У нас много достойных кандидатов. Но в связи с законом, который говорит о свободном мандате, мы это сделать не можем», – пожаловался Миронов президенту, не вдаваясь в юридические подробности. Всем известно, кого он имел в виду: Илью Пономарева, голосующего, в частности, по всем украинским делам против общедумской позиции. Есть в СР и еще один давнишний отщепенец – это депутат Дмитрий Гудков. Оба из партии и фракции исключены, но по нынешнему закону лишить их депутатского статуса нельзя. Всего лишь потому, что сейчас для этого требуется личное заявление депутата о выходе из фракции. Или его переход в другую партию с оформлением в ней официального членства. Ни того, ни другого Пономарев и Гудков, естественно, делать не стали и формально продолжают оставаться депутатами ГД от СР.
Миронов также презентовал президенту эсэровское понимание императивного мандата, необходимого для борьбы с «несостоявшимися депутатами» – теми, кто отказывается следовать линии партии. Путин вполне определенно ответил: «Если фракции согласны, тогда у меня какие могут быть возражения? Это прежде всего внутренняя проблема самой Государственной Думы». Лидер СР выдвинул еще один аргумент – мнение избирателей. Мол, они интересуются, «почему депутат, который, когда вся страна в ногу, а он идет не в ногу, публично это делает, – почему он до сих пор занимает депутатское место?» Президент в ответ на это еще раз повторил, что готов поддержать консолидированное мнение думцев.
На самом деле императивный мандат – вовсе не внутреннее дело Госдумы. Иначе не было бы десятков постановлений Конституционного суда, неоднократно за последние 20 лет рассматривавшего эту проблему как для федерального парламента, так и для заксобраний субъектов РФ. Всегда вывод делался один: в результате выборов, даже по партийным спискам, политическая связь образуется прежде всего между депутатом и его избирателями, а партийные отношения вторичны. Тем не менее КС узаконил и их, утвердив нынешнюю формулу, что депутата нельзя лишить мандата до тех пор, пока он сам не выразит желания покинуть свои прежние фракцию и партию, причем последнюю он сменяет на какую-то иную. Ситуацию же, когда та же партия или фракция исключают депутата из своих рядов, КС счел для прекращения его полномочий недостаточной, имея в виду защиту народного избранника от внутрипартийных интриг и даже личного конфликта со своим руководством.
Теперь же Миронов именно эту часть позиции КС и предлагает дезавуировать де-факто. Однако де-юре делает это так хитро, что, похоже, формально мнению судей эсэровская инициатива противоречить не будет.
Дело в том, что в законопроекте, который, кстати, внесен группой депутатов ГД от СР уже больше месяца назад, прописано, что лишать депутата его полномочий будет Госдума своим постановлением, а фракция станет только это предлагать.
Напомним, что КС – по делу бывшего депутата ГД Геннадия Гудкова – в принципе постановил, что нижняя палата самостоятельно может определять, нарушил кто-либо из ее членов закон о статусе парламентариев и нормы ее регламента или не нарушил. Как известно, Гудков-старший без какого-либо судебного решения самими депутатами был признан виновным в том, что параллельно занимался предпринимательской деятельностью. Тогда эсэры против такого якобы товарищеского суда под руководством партии власти возражали и даже подавали иск в КС. Но теперь политическая ситуация изменилась. И вот они уже настаивают на том, чтобы записать в законе о статусе обязанность депутата соблюдать положение о фракции, то есть ее внутренний распорядок и правила принятия в ней всех решений. Именно за нарушение данного положения фракция и будет выходить на Госдуму с предложением отнять мандат у своего депутата.
Стоит отметить, что в СР кроме Гудкова-младшего и Пономарева есть другие кандидаты на выход. Например, депутаты Валерий Зубов и Сергей Петров, которые тоже часто не согласны с генеральной линией. Имеются они и у других фракций или могут в любой момент появиться. Поэтому с консолидированной позицией всех думцев вопроса не возникнет. Например, ЛДПР уже в принципе поддержала инициативу Миронова, доложенную президенту. Напомнив, правда, что сама она предлагала другой вариант – лидер ЛДПР Владимир Жириновский представил законопроект о ротации Госдумы в середине срока ее полномочий с правом фракций разом избавиться от всех неугодных. «Единой России» скорее всего для поддержки эсэровской идеи достаточно будет того, что Путин против нее никак не возразил. КПРФ же, если на словах и будет против, на самом деле будет пользоваться новыми правилами. Кулуарно коммунисты не раз говорили о том, что императивный мандат нужен.
В следующий понедельник, 9 июня, комитет ГД по конституционному законодательству определит свое отношение к императивному мандату. И по некоторым косвенным признакам можно предположить, что оно будет положительным. Интересно, что законопроекты СР целый месяц ждали решения думского Правового управления на тот счет, нуждаются ли они в заключении правительства. Но вот накануне похода Миронова к президенту оказалось, что в этом необходимости нет, а стало быть, нет и препятствий для обсуждения инициативы в ГД. Введение императивного мандата, судя по всему, состоится уже в этом созыве нижней палаты – во всяком случае, в мироновских законопроектах никакого переноса вступления их в силу по времени и не предполагается. А это значит, что уже осенью на Охотном Ряду возможна кардинальная чистка депутатских рядов.