«Психологически элиты живут в воюющей стране»
И пользуются этим. В регионах больше не принято договариваться, идет борьба на уничтожение
На губернаторских выборах 2014 года региональные власти реже используют коалиционный сценарий, чем раньше. Эксперты отмечают, что политика стала более прямолинейной, однако предметом неформальных договоренностей между региональными властями и оппозицией могут стать выборы по одномандатным округам в Госдуму 2016 года.
Наверное, самыми конкурентными из последних губернаторских выборов были те, которые состоялись в 2012 году в Брянской и Рязанской областях. Нынешнего главу Брянской области Николая Денина с выборов просто сняли – он с трудом восстанавливался через суд, а потом с огромным трудом победил своего главного конкурента Вадима Потомского. Практически сразу после этого стало известно, что Потомскому были даны кулуарные обещания включить его в «кадровый резерв» губернаторского корпуса в обмен на то, что он смирится с поражением в Брянской области. Спустя два года стало ясно, что обещание сдержали: сейчас Потомский исполняет обязанности главы Орловской области. Что касается Рязанской области, то там выдвиженец «Патриотов России» Игорь Морозов с блеском преодолел «муниципальный фильтр» (за него ставили подписи даже единороссы), однако в итоге он поддержал действующего губернатора Олега Ковалева в обмен на сенаторское кресло. В 2013 году «компромиссный» сценарий применялся неоднократно. Так, представитель «Единой России» Светлана Орлова, баллотируясь на пост главы Владимирской области, предложила потенциальному конкуренту, депутату Госдумы от «Справеливой России» Антону Белякову место сенатора, и тот ответил согласием. Похожий сценарий использовал и справедливоросс Константин Ильковский, баллотируясь на пост губернатора Забайкальского края (будучи и.о.) и создав тогда коалицию с «Единой Россией» - «За Забайкалье».
В 2014 году эта практика выходит из политической моды – во всяком случае, пока. Так, в Санкт-Петербурге губернатор Георгий Полтавченко, собрав более 1000 подписей в свою поддержку, создал практически невыносимые условия конкурентам, в частности – популярному политику, депутату Госдумы Оксане Дмитриевой: в результате ей не удалось собрать достаточное количество подписей для преодоления «муниципального фильтра».
Пока Санкт-Петербург остается самым ярким примером региона с серьезным внутриэлитным конфликтом, который после выборов только усугубится: скандалом здесь обернулись не только губернаторские, но и муниципальные выборы (сотни оппозиционных кандидатов от разных партий физически не смогли сдать документы - избиркомы «исчезали», не выходили на работу, отказывали в приеме и т.д.).
«Власть в Санкт-Петербурге по факту выступает одновременно и узурпатором, и провокатором: она своими действиями толкает людей на протест, но ответственность за протест почему-то перекладывает на оппозицию. В последние годы вся уличная, несистемная оппозиция Санкт-Петерурга готовилась участвовать в муниципальных выборах, но им просто не дали зарегистрироваться», - пояснила ситуацию Оксана Дмитриева.
В других регионах потенциальных конкурентов губернаторов партии отозвали еще на «нулевой» стадии кампании, при этом никаких кресел или политических бонусов ни снятые кандидаты, ни партии, их выдвигавшие, пока не получили.
Наиболее громкие случаи снятия партиями кандидатов на «нулевой» стадии – это отзыв «Гражданской силой» кандидата в главы республики Башкортостан, экс-премьера региона Раиля Сарбаева, решение «Патриотов России» отозвать кандидатуру Ивана Мосякина на выборах губернатора Орловской области, аналогичное решение «Родины» по поводу экс-министра топлива и энергетики Виктора Калюжного в республике Алтай. Кандидаты в губернаторы Оренбургской и Волгоградской областей, депутаты Госдумы Сергей Катасонов и Николай Паршин отозвали свои кандидатуры, когда у них неожиданно начались проблемы с законом и возник риск потери депутатской неприкосновенности.
Выдвижение кандидатов еще не закончено, и, конечно, нельзя исключать, что кого-то из отозванных кандидатов мы обнаружим в списках претендентов на кресло в Совфеде от переизбираемого губернатора, однако пока таких заявлений сделано не было. Исключение пока одно: депутат Госдумы от «Справедливой России» Светлана Горячева вошла в число кандидатов в сенаторы от и.о. главы Приморского края Владимира Миклушевского.
Член Высшего совета «Единой России», глава АПЭК Дмитрий Орлов сказал, что, по его мнению, курс федеральной власти на гарантию конкурентности на выборах остается актуален, однако признал, что коалиционные стратегии в этом политическом сезоне уходят на второй план.
«Мне кажется, конкуренция остается, но происходит, скорее, смещение акцентов. В 2012 и 2013 власть постоянно шла навстречу оппозиции, стремилась достичь договоренностей со всеми значимыми кандидатами, сейчас же она стремится лишь создать определенные рамки, а конкуренция и результат должны быть достигнуты публично», - считает Орлов.
Политконсультант Глеб Кузнецов считает, что стратегии власти становятся проще, в рамках тренда времени.
«Психологически элиты, в том числе, региональные, живут в воюющей стране и стараются пользоваться положительными возможностями этой войны: например, полностью уничтожать противников вместо того, чтобы о чем-то с ними договариваться: даже Потомский и Белых не допустили выдвижения хоть сколько-то значимых своих политических оппонентов. Недопущение компромиссов – это логика воюющей страны», - сказал Кузнецов.
Со стороны федерального центра установка для губернаторов остается прежней: нельзя допускать серьезных конфликтов региональных элит, надо искать компромиссы и коалиции, поэтому отсутствие снявшихся потенциальных конкурентов среди кандидатов в Совфед не значит, что переговоры не ведутся, рассказал Znak.com политолог Александр Пожалов.
«В прошлые годы инструментом внутриэлитных договоренностей были места в Совете Федерации, но сейчас предметом переговоров могут стать места в Госдуме по одномандатным округам в соответствующем регионе. Говорить, что региональные коалиции не возникают, было бы неверно: Горячева договорилась с Миклушевским, Никита Белых позиционирует себя как кандидата, заключившего соглашение с единороссами, астраханские единороссы помогают пройти «муниципальный фильтр» справедливороссу, популярному политику Олегу Шеину, в Волгоградской области аналогичным образом обстоит дело с справедливороссом Олегом Михеевым и так далее. Но мы понимаем, что для тех же Шеина и Михеева участие в выборах губернатора – это просто этап перед участием в выборах в Госдуму. Вероятно, по той же причине в губернаторы Челябинской области не выдвигается справедливоросс Валерий Гартунг, а в главы Якутии – представитель этой же партии Федот Тумусов. Очевидно, с ними могли состояться некие неформальные договоренности относительно выборов в Госдуму 2016 года. Безусловно, есть регионы, где врио губернатора по разным причинам оказались не готовы к публичной конкуренции, – это Санкт-Петербург, республика Алтай, Орловская область, но в остальных регионах неформальные переговоры и коалиции есть», - считает Пожалов.
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев сказал Znak.com, что, по его информации, некоторые кандидаты, отказавшиеся от конкуренции с врио губернатора еще на стадии выдвижения, все-таки могут оказаться в Совете Федерации.