Переход количества в качество
Не имея большинства в парламентах, оппозиционные депутаты зачастую выполняют функцию бесплатных адвокатов или контролирующих органов
«Итальянская забастовка» при рассмотрении поправок в закон о митингах, устроенная эсерами на прошлой неделе в Госдуме, показала – заявлять о своей позиции и добиваться цели можно, даже не имея большинства в парламенте. Как показывает опыт ряда независимых и оппозиционных депутатов региональных парламентов, деятельность народного избранника не ограничивается написанием и одобрением законов. Есть много других возможностей отстаивать права и интересы своих избирателей.
«Итальянская забастовка» на Охотном Ряду – не единственный пример того, как три депутата – в данном случае члены «СР» Илья Пономарев, Геннадий и Дмитрий Гудковы – могут представлять интересы значительной части населения. В конце прошлой недели они же направили в Генпрокуратуру запрос с требованием проверить законность действий ОМОНа на митинге 6 мая, проходившем на Болотной площади. Возможность пользоваться депутатскими запросами, присутствие неприкосновенных парламентариев на судах над активистами – все это в настоящий момент является важным инструментом борьбы для всей оппозиции.
Впрочем, идея использования своего статуса для помощи гражданам – не новая. Одним из первых в России возможностью работы не столько с законами, сколько с избирателем, воспользовался депутат Госдумы четвертого созыва одномандатник от Свердловской области Евгений Ройзман. Не имея возможности в одиночку проводить свои законопроекты, он использовал свой статус и полномочия для открытия депутатской приемной. «Если ты ведешь личный прием, то у тебя рано или поздно количество перерастает в качество, и ты начинаешь понимать, что и в какой отрасли необходимо решить, чтобы снять проблему, – делится опытом Евгений Ройзман. – Но понять это возможно только, пропустив через приемную десятки тысяч человек. Тогда возникает такое понимание ситуации, что увести в сторону тебя уже никто не может, и ты вносишь соответствующие законопроекты, которые уж в первом-втором чтении можно отстоять». По словам г-на Ройзмана, далеко не все посетители приходили с законотворческими идеями – порядка половины обращений были связаны с жильем, ремонтами, многое касалось здравоохранения, различных несправедливостей. В приемную к Ройзману обращались те, кто недополучил льготы, зарплаты, жаловались чернобыльцы, отдельный поток просил устроить детей в садик. «Большую часть проблем я решал звонком, – говорит собеседник, уверенный, что каждый депутат непременно должен вести личный прием. – Депутатам, которые идут по партийным спискам, совсем не обязательно вести личный прием, отрабатывать. Люди, которые выбирали депутата-одномандатника, могут посмотреть ему в глаза, а когда они выбирают партию, то ей в глаза они уже посмотреть не могут».
Экс-депутат Калужского заксобрания, а ныне депутат Обнинского городского собрания Татьяна Котляр рассказывает, что решить огромное количество проблем граждан можно с помощью грамотно составленной жалобы. «Приходилось и в суд, и в прокуратуру по 6–10 раз в месяц обращаться», – говорит г-жа Котляр, которая уже много лет помогает жителям Калужской области решать проблемы не только неправильных застроек, но и защищает права призывников, занимается социальной защитой, помогает получать пособия даже тем, у кого нет регистрации или прописки.
К примеру, в 2008 году, когда были отменены отсрочки для призывников, имеющих маленьких детей, оказалось, что их жены не имеют права на пособия из-за неправильно поставленной в законе запятой. Татьяна Котляр обратилась с этой проблемой к губернатору Анатолию Артамонову, в результате Калужская область оказалась единственной, где пособия в 2008 году были выплачены.
Другой депутат городского собрания Обнинска Людмила Шапиро поделилась победой, которой с ее помощью удалось добиться группе горожан. Несмотря на лояльность и даже поддержку губернатора области, они смогли воспрепятствовать строительству стеклотарного завода в городе. История затянулась больше чем на полтора года, и в какой-то момент удалось даже депутатов от «Единой России» на свою сторону привлечь и инициировать создание специальной комиссии по этому вопросу. «В суде нам не удалось доказать, что строить завод в том месте, где его хотели строить, нельзя, но то, что процесс мы затянули, привело к тому, что инвестор отказался от финансирования, – говорит Людмила Шапиро. – А потом и сам губернатор накануне выборов заявил, что стеклотарного завода в Обнинске не будет».
В Екатеринбургской городской думе, где из 35 депутатских кресел 30 занимает «Единая Россия», выделяется позиция независимого депутата Леонида Волкова. Свою задачу в первую очередь он видит в просвещении. «За внесение изменений в любой проект нормативного акта приходится побороться, – рассказывает он. – Но очень многое можно сделать за счет повышения информированности граждан». По словам г-на Волкова, очень важно прийти на помощь в тот момент, когда еще реально можно разрешить ситуацию. «Например, была в Екатеринбурге два года назад история со строительством собора на площади Труда, которого нам удалось избежать благодаря тому, что необходимые документы и разъяснения были у меня на руках еще на этапе незаконного согласования строительства, – продолжает он. – Бросаться под бульдозер – это красиво, но малоэффективно. Когда уже потрачены десятки миллионов, шансы развернуть ситуацию самого незаконного строительства, обратно пропорциональны тем деньгам, которые застройщик уже потратил». Из совсем недавних историй – с помощью запросов Леониду Волкову удалось добиться штрафа в 80 тыс. руб. в отношении начальника управления культуры за нарушения при проведении конкурсов. Хотя, по словам г-на Волкова, размер штрафа невысок, но лиха беда начало. К депутатам часто обращаются за решением личных проблем, однако Леонид Волков считает такое волонтерство не очень эффективным. «Красить скамейки все-таки не входит в функции депутатов, и когда они начинают этим заниматься, то это очень плохо, потому что функция депутата – контролировать чиновников, которые должны выполнять свою работу. И контролируя их, можно покрасить гораздо больше скамеек, нежели если красить самому», – уверен парламентарий.
Оказывать реальную помощь можно и через комитеты и комиссии парламента, объясняет депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от «Яблока» Максим Резник. «Например, «Яблоко» получило по пакетному распределению комиссию по образованию и науке, и я стал ее председателем, – говорит депутат. – И с помощью этой комиссии мне удалось добиться, чтобы большинством голосов поддержали «честную учительницу» Татьяну Иванову (подверглась репрессиям за то, что рассказала о махинациях в УИК на парламентских выборах). Мы выступили с заявлением, где осуждаем судебное решение против человека, который отказался принимать участие в подтасовке результатов выборов в Петербурге. Решением комиссии парламента мы встали на ее сторону, и поскольку дело будет оспариваться, то от комиссии были направлены два защитника – я и лидер фракции «Справедливая Россия» Алексей Ковалев».
Максим Резник также рассказал, что его личные инициативы направлены в основном на повышение работы парламента в целом, и многие единороссы не раз заявляли ему устную поддержку, но как только дело доходит до голосования, их мнение кардинально меняется. «Смелые люди, а всего боятся, – заключает г-н Резник. – Но мы и дальше будем действовать по принципу вода камень точит».
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский считает, что результаты, которых могут добиться депутаты в регионах, зависят от того, по какому сценарию в сегодняшней обстановке действовать. «Особенность ситуации в том, что законодательные собрания в регионах устроены по-разному, – говорит политолог. – В части заксобраний и горсобраний «Единая Россия» полностью контролирует все руководящие посты, и в этой ситуации возникает поляризация власти и оппозиции. Оппозиция остается в меньшинстве, и нет возможности влиять на принятие решений. Это один возможный сценарий. Но есть более хитрая история. Когда происходит распределение руководящих постов между партиями, «Единая Россия» выбирает себе либо более удобных партнеров, либо тех, кого она хочет нейтрализовать как оппозицию, и от этого фактически оппозиционные партии перестают быть оппозиционными, но получают руководящие должности, например вице-спикера или главы комитетов. Но это некая политическая сделка». По мнению Ростислава Туровского, с одной стороны, депутаты вынуждены играть по правилам, которые навязывает правящая партия, с другой – обретают властный ресурс и в принципе могут им пользоваться и для своих избирателей.