Антикоррупционный софт Дмитрия Медведева
Президент перевел борьбу с главным злом в автоматический режим
Официальный сайт госзакупок будет автоматически выявлять признаки коррупции в заявках ведомств и госпредприятий. О таком нововведении сообщил вчера президент Дмитрий Медведев. Эксперты же считают информационный контроль госзакупок абсолютно неэффективным, поскольку даже честные тендеры не исключают последующего коррупционного вымогательства. Доля откатов в госзакупках постоянно увеличивается и превысила, по некоторым оценкам, уже 25–30% от всего объема госзакупок.
Программное обеспечение официального сайта госзакупок zakupki.gov.ru в октябре будет доработано таким образом, чтобы Федеральная антимонопольная служба (ФАС) автоматически оповещалась о размещении на нем некорректно составленных заявок. Об этом сообщил вчера в своем видеоблоге президент РФ Дмитрий Медведев. «В октябре, как я понимаю, программное обеспечение сайта будет полностью доработано. По моему прямому поручению этим занималось руководство правительства. Если госзаказчик опубликует извещение с некорректным наименованием, то автоматически будет происходить переадресация информации в ФАС для проведения внеплановой антимонопольной проверки», – сообщил президент.
Медведев напомнил, что в заявках ведомств и госпредприятий часть русских букв специально заменялась латинскими, что затрудняло честную конкуренцию и создавало простор для коррупции. Президент поручил министру экономического развития Эльвире Набиуллиной и главе ФАС Игорю Артемьеву устранить алфавитную почву для коррупции и доложить о работе в октябре 2009 года. Надзор за соблюдением законодательства о госзакупках будет осуществлять генпрокурор.
В Минэкономразвития и ФАС работа над антикоррупционными компьютерными программами идет полным ходом. По словам замглавы департамента госрегулирования развития конкуренции Минэкономразвития Анна Катамадзе, специальная программа находит в объявлениях о госзакупках замену русских букв латинскими либо цифрами. «Только за одну неделю наша программа обнаружила около 190 объявлений с подозрительными искажениями», – сообщила Катамадзе.
В свою очередь, ФАС докладывает о собственных программных способах борьбы с коррупцией. С 1 июля вступили в силу нормы о порядке проведения открытого аукциона в электронной форме, которые затрудняют чиновникам назначать победителями торгов свои карманные фирмы. «До завершения аукциона госзаказчик не будет знать об участниках торгов. Заказчик получает ряд анонимных заявок под номерами с ценой, предлагаемой участником, и только потом чиновники будут проверять все необходимые лицензии и остальные формальные требования. Теперь возможность ценового сговора на торгах резко ограничена», – уверен руководитель ФАС Игорь Артемьев.
Более скептически относятся к компьютерным способам борьбы с коррупцией специалисты. «Локальные меры, как правило, не снижают коррупцию при госзакупках. Если в конце 90-х доля откатов в госзакупках оценивалась в 10–15%, то сегодня – несмотря на применение интернет-технологий – она заметно выросла», – считает президент фонда «ИНДЕМ» Георгий Сатаров. В качестве примера неэффективности борьбы с коррупцией при организации тендеров Сатаров привел пример, когда одна иностранная компания, победившая в открытом конкурсе госзакупок, была вынуждена уйти с российского рынка.
«Представители этой компании после завершения тендера были вызваны в высокий кабинет, где им была объявлена требуемая чиновниками сумма отката. Иностранцы посчитали сумму взятки абсолютно непосильной», – рассказывает Сатаров.
В известном письме президенту глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин проинформировал Медведева, что доля откатов в среднем составляет в России около 30%. «Эксперты оценивают величину откатов по госконтрактам в 30%, стало быть, реальная стоимость контрактов на столько же процентов ниже», – отмечает Шохин. «30% – это скорее нижняя оценка. Встречаются госконтракты, где доля отката достигает 80 и 90%», – говорит Георгий Сатаров.
Как показывает практика, чиновники уже сами отказались от примитивных манипуляций с заменой русских букв на латинские. Вместо этого ведомства размещают в заявке дополнительные требования, которые однозначно указывают на «своего» поставщика. Так, например, подавая заявку на покупку золотой двуспальной кровати для дома приемов МВД, чиновники очень точно описали требования к ней, так что имя поставщика было практически однозначно определено.
Еще один удобный способ отмывания бюджетных денег – это выставление в качестве госзакупок довольно бессмысленных заявок с явно завышенными ценами. Так, например, одно из федеральных ведомств объявило недавно конкурс на разработку одной только концепции сайта за 12 млн. руб. За подобными неадекватными заявками специально следят интернет-блогеры, в коллекции которых накопилось много поразительных министерских заявок. В частности, блогеров поразил заказ Минздравсоцразвития на создание мультимедийного интернет-портала в рамках коммуникационной программы по формированию здорового образа жизни с начальной ценой в 40 млн. руб.