Пищевая добавка
Рост цен на продовольствие накануне выборов становится политической проблемой
В субботу около 300 человек собралось на площади Победы во Владикавказе на санкционированный митинг против повышения цен. Они протестовали против того, что за последние два месяца цены на разные продукты в Северной Осетии, по официальным данным, выросли от четырех до 48,5%. Митингующие подписались под резолюцией, в которой, помимо прочего, содержалось требование к властям «прекратить повышение цен», а также перестать повышать зарплаты и пенсии, если вслед за этим повышаются цены.
Рост цен на основные виды продовольствия - хлеб, молоко, масло - превысил психологическую отметку «инфляционного» спокойствия, потребители все настойчивее начинают требовать сдерживающих мер, а также просто-напросто денег на пропитание. Власти отдельных регионов уже приняли решение о выделении компенсаций наиболее малообеспеченным слоям населения.
Да и правительство наконец, похоже, начало осознавать масштабы проблемы. Приняты решения о введении пошлин на экспорт зерна (ожидаются аналогичные шаги по подсолнечному маслу), о снижении импортных пошлин на молоко и молочные продукты. Эти меры, которые вступят в действие через месяц, как надеются в кабинете министров, позволят насытить рынок и сдержать дальнейший рост цен на данные виды продовольствия. Причем никто до сих пор внятно не объяснил, почему даже в экстренной ситуации этих мер нужно ждать еще месяц. Закон о таможенном тарифе позволяет это сделать просто постановлением правительства. Или аграрные лоббисты по-прежнему сильнее кабинета министров?
Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин в субботу после встречи с подключившимися к борьбе с инфляцией депутатами Госдумы сделал прогноз, что ситуация с ценами на продовольствие стабилизируется в течение двух-трех месяцев. То есть фактически вся кампания по выборам в Госдуму, намеченным на 2 декабря, будет проходить на фоне рекордной для последних лет и уже подзабытой населением нестабильности на продовольственном рынке.
Кроме того, по словам г-на Кудрина, Федеральная антимонопольная служба примет меры, чтобы с "завтрашнего дня" все продавцы сельхозпродукции «вели себя достойно». При этом, отметил вице-премьер, планируется привлечь к работе губернаторов, чтобы все понимали, что продовольствия в стране достаточно и причин для повышения цен нет.
Но если ситуация на продовольственном рынке и стабилизируется через пару месяцев, то вопрос: на каком ценовом уровне? Проблема еще и в том, что на общий рост цен в стране начнут влиять другие факторы. «Эстафетная палочка» в январе будет передана естественным монополиям, которые традиционно в начале года повышают цены на газ, электроэнергию и транспорт. Кроме того, финансовые власти, стремясь поддержать устойчивость отечественной банковской системы в условиях кризиса на мировом финансовом рынке, вынуждены сейчас усиленно накачивать ее деньгами. То есть делать ровно то, что усиливает инфляционный потенциал в экономике.
История с резким (и якобы неожиданным) повышением цен на продовольствие высвечивает серьезные провалы в экономической политике. Кроме прочего, мы убедились, что ответственные ведомства не способны не только прогнозировать конъюнктуру, но и не в состоянии сделать выводов даже при явных признаках дефицита и начинающегося ажиотажа. И тут может быть лишь три причины: либо низкая квалификация госуправленцев, либо боязнь сказать неприятные вещи вслух ("авось пронесет"), либо традиционно мощное влияние аграрных лоббистов.
Владимир Путин справедливо негодовал на Госсовете в Уфе в минувший четверг: «Мы начали вкладывать в агропромышленный комплекс сотни миллиардов рублей! В некоторых регионах исторический максимум урожая достигнут! А цены растут! ...По поводу роста цен. Давайте еще раз к этому вернемся. Перекупщики там... Монополисты, связанные с местными администрациями. Минсельхоз тут явно недорабатывает! Недопустимо! Абсолютно недопустимо! Я Гордееву несколько раз говорил... «Да-да, мы все сделаем...»
В тот день, когда его критиковал президент, министр сельского хозяйства публично заявил, что его ведомство в росте цен не виновато, а во всем виноваты реформаторы 1990-х, подсадившие Россию на "импортную иглу". Однако Алексей Гордеев не упомянул, что именно его усилия по "ограждению" страны от импорта мяса уже однажды привели к резкому взлету внутренних цен. А этим летом при резком повышении цен на зерно, а затем и на хлеб глава Минсельхоза "успокаивал" всех тем, что цены на зерно должны расти и дальше, что это выгодно крестьянам, а российские цены на хлеб в три-пять раз ниже европейских. Эти открыто проинфляционные прогнозы были тем более удивительны, что большинство экспертов к тому времени прямо говорили, что подобный рост зерновых цен не может не сказаться на всей продовольственной цепочке. Таким образом, аграрное ведомство если и действовало, то в сторону дальнейшей раскрутки цен ("словесными интервенциями"), остальные властные ветви и ведомства, в предыдущие годы уже многократно посрамленные в попытках обуздать аграрное лобби, просто наблюдали, и, пожалуй, лишь президент пытался летом выяснить у г-на Гордеева, "как мы будем выходить из ситуации"...
Одной из причин нынешнего роста цен правительство назвало поведение монополистов на региональных рынках продовольствия. В связи с этим Федеральная антимонопольная служба (ФАС) устраивает теперь проверки и уже выявила первые проштрафившиеся регионы (как будто она не должна заниматься такими проверками на постоянной основе). Однако пока чиновники предпочитают умалчивать об истинных причинах такого монополизма.
А их по меньшей мере две, и обе - следствие действий чиновников. Первая - бюрократические трудности входа на рынок для тех, кто решил заняться тем или иным бизнесом. Вторая заключается в том, что более или менее беспроблемно могут работать только компании, близкие к органам власти или отдельным чиновникам. Остальным ставятся такие палки в колеса, что рано или поздно они с рынка уходят. Остаются две-три крупные структуры, которые, договорившись с местной властью, способны реализовывать свою ценовую политику.
Фермеры, конечно, не относятся к числу высокопоставленных критиков, зато они-то изнутри видят нынешнюю систему российского сельского хозяйства. «Мне, например, непонятно, почему себестоимость сена, когда я его покупаю в колхозе, - 1200 руб. за тонну, а когда кошу его сам - 500 руб.? Не понимаю, почему на одно поле нужно пять больших косилок, если мне достаточно одной маленькой? И почему уже свернутое сено лежит в поле, пока его хорошенько не промочит дождями и оно не начнет гнить, и только потом его убирают? Я вообще не понимаю, почему в России на одного работника всегда оказывается четыре начальника, которых к тому же никогда нет на месте?» - сказал в интервью российской прессе Пьетро Мацца - итальянец, организовавший в Тверской области ферму по производству сыров. Это лишь один из тысячи примеров на тему о том, является ли недостаток инвестиций главной, а то и единственной (как часто уверяют) причиной нынешнего положения в аграрном секторе России. К слову, за счет нацпроекта эти вложения теперь значительно выросли, а на ближайшее пятилетие, согласно недавно принятой агропрограмме, увеличатся втрое (плюс к этому с сельских хозяйств регулярно списываются долги). Что лишь делает более актуальным вопрос: какова эффективность этих вложений, каковы издержки?
Судя по всему, в правительстве нет единого мнения, каким образом не только стабилизировать ситуацию на рынке продовольствия, но и вообще развивать сельское хозяйство. Алексея Гордеева, видимо, не устраивают рыночные меры таможенно-тарифной и антимонопольной политики. Кажется, он намерен идти «другим путем» и воспользоваться ситуацией, во-первых, для еще большего вмешательства государства в сельскохозяйственное производство, а, во-вторых, в соответствии с устоявшейся традицией, выбить "под кризис" дополнительные бюджетные миллиарды. Субботние заявления г-на Гордеева подтвердили, что на рыночные отношения в курируемом секторе он надежд не возлагает. Министр, по сути, вообще предложил исключить сельское хозяйство из рыночных отношений. «Государство заинтересовано в том, чтобы в стране было современное сельское хозяйство, а также в том, чтобы не создавать жесткой конкуренции в производстве внутри страны, мы должны вытеснять импорт. У нас есть специфика производства: мы имеем дело с живым товаром, и в этой связи важно не заставлять производителей конкурировать друг с другом», - сказал глава Минсельхоза.
Собственно, плоды такого подхода и вкушают сегодня потребители. Эксперты говорят, что не менее опасен для экономики и уже культивируемый в России способ регулирования ценообразования путем разъяснений и увещеваний бизнеса органами власти. Такая практика, похоже, может быть расширена. Первый вице-спикер Госдумы от фракции «Единая Россия» Олег Морозов уже предложил продолжить эксперимент административного манипулирования ценами: «Мы договорились, партия и фракция, обратиться к нашим партнерам - бизнес-организациям, таким, как «Опора России», «Деловая Россия» и РСПП, с просьбой, чтобы предложить предпринимателям договориться и заключить что-то типа картельного соглашения, чтобы не допускать искусственного повышения цен». Интересно, как теперь отреагирует ФАС на проект "партийного" картельного соглашения?
Попытки в ручном режиме управлять экономикой, тем более - ценами, вряд ли могут закончиться как-то иначе, чем это заканчивалось всегда. То есть дефицитом и новым всплеском цен. Рано или поздно перекосы дадут о себе знать, причем там, где правительство и депутаты сегодня даже и не подозревают. Если они не смогли спрогнозировать даже нынешнее повышение цен, хотя напряженность на рынках по тому же зерну или молоку стала возникать еще весной, то каким образом они смогут увидеть угрозы там, где последствия наступят, скажем, через год?