Личное дело Гуцериева
Владелец "Русснефти" объяснил, почему продает компанию
Михаил Гуцериев, президент и владелец “Русснефти”, признался, что продает компанию. Перед уходом из компании Гуцериев объяснил ее сотрудникам, что сделал это под давлением правоохранительных органов и налоговиков, направленным на него лично. Он поступил правильно, говорят эксперты, иначе мог повторить участь Михаила Ходорковского. Новым владельцем “Русснефти” станет Олег Дерипаска.
Михаил Гуцериев занимает 31-е место в золотой сотне журнала Forbes ($3 млрд). Главный актив — “Русснефть”, созданная в сентябре 2002 г. В 2006 г. добыла 14,7 млн т нефти.
“Мне предлагали уйти из нефтяного бизнеса, уйти "по-хорошему". Я отказался. Тогда с целью сделать меня более сговорчивым компания была подвергнута беспрецедентной травле”, — говорится в обращении Михаила Гуцериева к сотрудникам “Русснефти”, опубликованном в корпоративной газете “Время “Русснефти” (полный текст см. на стр. А4). Поэтому, объясняет Гуцериев, он решил уйти из компании и отдать контроль над холдингом “новому собственнику, с появлением которого, он уверен, все возникшие проблемы со временем будут разрешены”.
Представитель “Русснефти” и Нина Филиппова, начальник отдела планирования журнального производства ОИД “Медиа-Пресса”, где печатается “Время “Русснефти”, подтвердили подлинность издания. Тираж газеты был напечатан еще 23 июля, уточнила Филиппова.
Новым собственником “Русснефти” станет Олег Дерипаска. На прошлой неделе он договорился с Гуцериевым о покупке компании, сообщил источник, близкий к Дерипаске, а представитель принадлежащего ему “Базэла” подтвердил “Ведомостям”, что несколько аффилированных с “Базэлом” компаний подали заявки на покупку доли в “Русснефти” в Федеральную антимонопольную службу. Замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин это не комментирует.
Подробности сделки с “Русснефтью” представитель “Базэла” обсуждать отказался. По словам источника, близкого к Дерипаске, сумма сделки не превысит $6 млрд. Источник, близкий к руководству “Русснефти”, называет $9,6 млрд. Представитель “Русснефти” от комментариев отказался. На руки Гуцериев получит более $3 млрд, а покупатель погасит долги компании перед Сбербанком и швейцарским трейдером Glencore ($2,8 млрд на 31 марта 2007 г.) и урегулирует вопрос с налоговыми претензиями на сумму свыше 20 млрд руб., говорит источник, знакомый с условиями сделки.
Гуцериев основал “Русснефть” в 2002 г., после отставки с поста президента государственной “Славнефти”. При финансовой поддержке Glencore Гуцериев за пять лет скупил около 30 предприятий с запасами 600 млн т. Но прошлой осенью у него начались проблемы с правоохранительными органами.
“Наступление было развернуто по всем фронтам”, — возмущается Гуцериев на страницах газеты. Генпрокуратура возбудила уголовные дела по факту незаконного предпринимательства “дочек” “Русснефти”, Следственный комитет МВД — по факту неуплаты “Русснефтью” налогов в особо крупном размере. Гуцериеву и ряду топ-менеджеров “Русснефти” были предъявлены обвинения в неуплате налогов и незаконном предпринимательстве. Налоговая служба оспаривает в суде сделки по купле-продаже акций “Русснефти”, требуя взыскать их в доход государства. (Полностью “хронология преследования “Русснефти” изложена в ее корпоративной газете и на сайте “Ведомостей” www.vedomosti.ru.)
Описанные в газете “Время “Русснефти” эпизоды доследственных и следственных действий имели место, но были законными, говорит источник, близкий к Следственному комитету. Представители Следственного комитета МВД и Генпрокуратуры уверяют, что их коллеги не нарушали закон. Взыскание неуплаченных налогов с “Русснефти” не отличается от аналогичных взысканий с других компаний, утверждает сотрудник пресс-службы ФНС.
Кампания против “Русснефти” была скоординирована, уверен замдиректора центра политтехнологий Алексей Макаркин: “У предприятия одновременно возникло слишком много проблем, чтобы это было простым совпадением”.
“Я не знаю, в чем моя вина и где я совершил ошибки”, — недоумевает Гуцериев. Он убежден лишь в одном: все действия “определенных лиц во властных структурах” направлены против него лично.
“Это борьба не против Гуцериева, а за его актив [”Русснефть“], — возражает депутат Геннадий Селезнев, председательствовавший в Госдуме, когда Гуцериев был вице-спикером. — Не исключаю, сегодня он окажется у Дерипаски, а завтра — у "Роснефти". Если бы Гуцериев продолжал сопротивляться, он повторил бы судьбу Ходорковского”.
Представителю “Роснефти” неизвестно об интересе компании к активам Гуцериева. Представитель “Газпрома” от комментариев отказался. Дерипаска приобретает “Русснефть” не для перепродажи, уверяет источник, близкий к владельцу “Базэла”.
В Кремле отказались комментировать уход Гуцериева. (В подготовке материала участвовали Максим Гликин, Юлия Федоринова, Алексей Никольский, Филипп Стеркин.)