Неважно, кто там у руля
Аресты Арашуковых – это не показательная порка. Возможно, что на Юг России входит «новая семья», и под нее зачищают экономическое и политическое пространство
Сейчас все кому не лень пишут и анализируют задержание самого молодого сенатора в России Рауфа Арашукова и его отца – «газового короля Юга России» Рауля Арашукова. Аресты Арашуковых открыли целую серию «газовых» арестов на Юге страны, подтверждая доводы следствия о существовании организованного преступного сообщества (ОПС). Но ведь ни одно сообщество вдруг не возникает, а формируется годами и десятилетиями. У всех нас на виду. И куда же все это время смотрят правоохранители?
Я, Георгий Легкобитов, бывший оперативный сотрудник уголовного розыска Ессентукской милиции. Давно уже в правоохранительных органах не работаю, но и раньше, да и в настоящее время не раз пересекался с влиянием этой семьи.
ОПС создавалась в «тепличных» условиях
Я слышу, как следователи, разъясняя причины задержаний и арестов телевизионным журналистам, рассказывают, что ОПС существовало с 2002 года. Сие есть – неуклюжая попытка скрыть прямое участие в крышевании этого «сообщества» генеральной прокуратурой России. И ответственно заявляю: Рауль Арашуков вышел на сцену минимум с 1993 года. Под патронажем ответственного сотрудника Генпрокуратуры.
Может, кто помнит, что в далеком СССР в Ставропольский край входила Карачаево-Черкессия. Построил там Мосгорисполком тепличный комбинат «Южный» недалеко от Усть-Джегуты. Вот вся наша сегодняшняя ОПС корни имеет именно оттуда – «тепличные». Возглавлял тепличный комбинат Назир Хапсироков – родственник Рауля Арашукова и тоже выходец из аула Хабез.
Хапсироков – личность скандально известная. С должности директора тепличного комбината в Джегуте «дослужился» до управделами Генеральной прокуратуры России, считался самым влиятельным сотрудником надзорного ведомства, потом был советником руководителя администрации президента РФ.
Но есть еще более важное, как читатель догадывается, любой тепличный комплекс – это газ. Хапсирокову нужен был здесь свой человек. Им и стал Рауль Арашуков. Когда Хапсирокова в 1993 году пригласили на должность управляющего делами Генпрокуратуры России, перед отъездом он оформил на Рауля Арашукова свой бизнес, познакомил его с руководством «Газпрома» и начал активно «раскручивать» родственника.
В период с 1996 по 2008 год, когда Ставропольский край возглавлял Александр Черногоров, Рауль Арашуков был уже фактическим «теневым главой правительства». Но не только на газ этот клан положил руку – практически вся тема недвижимости Ставрополья была так же под ними.
Многим мои строки покажутся сенсационными. Однако никакой секретной и оперативной информации я не открыл, все написанное, ранее публиковалось в федеральных изданиях и в 1998 году, и в 2000-м, и в 2001-м. Почему никто не реагировал?
За это время, как я указал выше, против Арашукова был накоплен значительный массив оперативных материалов, однако ход им дан не был.
Материалы строгой секретности «сливались» в прокуратуре
В 1994 году прокуратуру Ставропольского края возглавил генерал-лейтенант юстиции Юрий Лушников, и начал с разоблачения мафиозных структур на Кавказских Минеральных Водах. Большинство в стране знают КМВ как курорт, но КМВ – еще и своего рода «криминальный Давос». Здесь в тишине Предгорья совершаются таки-и-е сделки… и решаются судьбы… в которые и поверить то сложно.
Опера различных служб, среди которых был и я, участвовали в спецоперациях прокурора. Не доверяя никому в крае, сросшемся с криминалом, прокурор разработал любопытную схему: нас поднимали по тревоге, мы мчались в назначенный город, там к нам примыкали омоновцев, или сотрудников РУБОП из других регионов, и мы выезжали на адрес. В назначенное время конверт вскрывали, в конверте оказывался другой адрес или даже другой город, постановление о производстве обыска или задержания, новые указания. Нам запрещалось звонить (мобильных еще не было), пользоваться рацией, с кем-либо разговаривать. За нами строго смотрели, чтобы никто не слил информацию.
И вот когда мы уже на адресе изымали фото, видео, документы – кого только на них не было…
Кто может быть помнит, в Пятигорске был такой «Золотой дворец» – сплошной криминал, оборотни менты, ФСБшники, судьи, чиновники, бизнесмены, косящие под авторитетов. Они все считались просто чмошниками, если не посещали это заведение, не фотографировались, не снимали видео друг с другом, это у них считалось верхом тусы.
Потом по материалам мы устанавливали цепочки и цели. Были случаи, приходит братва к бизнесмену или на предприятие с предьявой, уверенные в покровительстве, а мы уже там, и принимаем их… Благо, действовал тогда Указ президента о борьбе с бандитизмом и организованной преступностью.
Прокуратура КМВ метала громы и молнии…, но сделать ничего не могла, все материалы под вооруженной охраной ОМОНа и РУБОПа отбывали в Ставрополь лично к прокурору края Лушникову, или в Краснодар в РУБОП.
Бывшие опера и следователи помнят, на КМВ создали Управление прокурорского контроля которое возглавил В.П.Кравченко. Прокурор края Лушников прямо обвинял его в связях с криминалом, и покровительстве ему криминализированного генерала Хапсирокова. Противостояние их было не шуточное.
Победить коррупцию можно только ее возглавив?
С 2000 по 2004 год полпред президента в Южном федеральном округе Виктор Казанцев пытался отлучить Арашукова от «газовой кормушки» и прекратить засилие его клана во власти. Не осилил.
В 2004 году депутат Государственной Думы Анатолий Грешневиков направил на имя заместителя генерального прокурора РФ по ЮФО запрос с просьбой проверить негативные факты деятельности ООО «Ставропольрегионгаз» и лично его руководителя Рауля Арашукова. Не осилил.
Даже, говорят, губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский (занявший должность в 2008 году и отрешенный от нее в 2012) пытался лично убедить главу «Газпрома» отправить в отставку «газового короля» Арашукова. Но было принято иное решение, московское начальство оставило Арашукова на занимаемых постах. И вот спрашивается: – Откуда такое покровительство?
В 2008 году о наличии в регионе ОПС публично заговорило ФСБ, как следует из заявления пресс-службы Управления ФСБ РФ по КЧР: «органами безопасности выявляются попытки представителей организованных преступных сообществ и связанных с ними лиц продвинуть своих представителей в правоохранительные структуры и органы судебной власти», в том числе «путем подкупа власть имущих».
И даже прошел слух, что в 2008 году Рауль Арашуков был задержан в Краснодаре в результате спецоперации, а его сын попал в СИЗО ФСБ в Ростове-на-Дону. Но ФСБ тогда крепко дали по рукам.
В 2008 году Счетная палата РФ инициировала ряд проверок структур, которые возглавлял Арашуков. У него был даже проведен обыск, но задержания так и не произошло.
В декабре 2011 года по указанию вице-премьера Игоря Сечина (или на тот момент президента Медведева) Рауль Арашуков был лишен занимаемых постов в газотранспортных компаниях Ставрополья. Но продолжил курировать газовую отрасль региона, находясь в должности советника руководителя «Газпром межрегионгаза», до момента его задержания в 2019 году. Также он вошел в состав совета директоров ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск».
У индульгенций есть конкретные имена
Знало ли об этом руководство страны? Безусловно знало. Чтобы стоять рядом с охраняемым лицом, а тем более звать к себе на отдых шефа Следкома РФ Александра Бастрыкина, человек должен пройти такой фильтр, и только тогда получить добро от ФСО. Значит, до 31.01.2019 года, несмотря на все, что доподлинно известно спецслужбам о клане Арашуковых с 1988 года, власть не считала их опасным для себя и общества? Хапсироковы, Арашуковы, Шехмурзовы, и другие никогда не скрывали чем занимаются, никогда не замалчивали имена тех, кто их опекал, не стеснялись позвонить, представиться, приехать, и потребовать, что бы отстали от уважаемых людей. У индульгенции для этой семьи есть конкретные имена.
Аресты 2019-го – это не показательная порка. Да и Арашуковы никогда бы не заикнулись о свержении власти, при которой они благоденствуют. Создается впечатление, что на Юг России входит новый клан и под него зачищают своих. Скоро узнаем. А пока остается гадать.
Быть может, это Кайшевы? С Арашуковыми их связывает тот самый тепличный комбинат «Южный», где Владимир Кайшев, уроженец станицы Суворовской, директорствовал после Хапсирокова. Карьерный взлет его после «Южного», правда, случился по сельскохозяйственной линии – работал директором департамента в Министерстве сельского хозяйства России при министре Гордееве. То, что в руках этого семейства оказались колхоз имени Ворошилова в родной станице Суворовской и превращенный за бюджетный счет в крупную агрофирму, которая подгребла под себя Пятигорский и Ессентукский молзаводы, Ессентукский мясокомбинат, ипподром в Пятигорске, колхозную здравницу в Минеральных Водах – заслуга директора департамента Кайшева.
Двоюродный брат Владимира Кайшева – Сергей Кайшев, руководит в настоящее время Райгазом в Предгорном районе. В отличие от руководителя Ессентукского горгаза, никто его арестовывать не спешит и проверками не стращает.
А, возможно, это Травневы? Пришедший в январе 2002 года на должность руководителя Пятигорского Горгаза Лев Травнев занял ее после того, как был убит (как выяснилось позже, бандой «поповских») другой претендент – генеральный директор «Ставропольгазснаб» Эдуард Агаджанян. Заказчиков убийства никто до сих пор не назвал. После ухода с газовой службы руководить Пятигорском Лев оставил на газовом хозяйстве своего младшего брата Даниила.
За несколько дней до ареста Арашуковых как-то удивительно по-тихому Даниил Травнев уволился с должности руководителя АО «Пятигорскгоргаз», Льва Травнева так же тихо уволили с должности представителя губернатора Владимирова, ушла из фонда «Будущее Пятигорска» и жена Льва Травнева. И, заметьте, опять ни о каких проверках и арестах членов этого семейства не слышно. Кто-то очень грамотно отводит их в сторону?
А еще, в СКФО активно пошел московский бизнес, с тепличными хозяйствами.
Зачем России нужны сенаторы? Нет, это сенаторам нужна Россия
А возможно, на роль лидера северо-кавказской Коза-Ностры подобрали уже нового сенатора? Вон их сколько там, бывших и настоящих, связанных с Кавминводами:
– Местный олигарх Михаил Афанасов – действующий сенатор, представитель нынешнего губернатора Владимирова. В последнее время Афанасов, как местный житель курортов, очень уж «втерся» в доверие к председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, которая часто приезжает в Кисловодск;
– Константин Скоморохин – бывший мэр города Ессентуки и бывший же сенатор от Ставропольской краевой Думы. Сенатором стал, видимо из-за того, что в пользу нужных людей проводил приватизацию города курорта Ессентуки в глубокой тайне от населения;
– Валерий Гаевский, сменивший на своем посту сенатора Скоморохина. Внял в свое время требованиям населения и ушел в отставку с поста губернатора Ставропольского края. В отставку-то он ушел. Но стал сенатором от Ставропольской краевой Думы. То есть, представляет население, которое ему абсолютно не доверяет. Феноменально.
– Сергей Иванов, уже далеко не первый сезон в сенаторах. Меняет регионы, его приглашают как профессионального лоббиста. Сейчас лоббирует интересы Магаданской области. А начинал свою карьеру в Ессентуках, был владельцем фирмы «Живая вода». В 1994 году Ставрополье получило кредит в размере 500 млрд рублей (100 млн. долларов) на развитие курортов. Кредит естественно был разворован. По этому делу в 1996 году арестовали трех фигурантов во главе с владельцем фирмы «Живая вода» Сергеем Ивановым. Вместо нар отправился Иванов … в Совет Федерации. И до сих пор там сидит.
– Юрий Бирюков, в настоящее время сенатор от Калмыкии, до этого сенаторствовал от администрации Ненецкого автономного округа. Бывший заместитель Генерального прокурора России. В СМИ его называли покровителем обвиняемых по делу о реализации контрабандной мебели в центрах «Три кита» и «Гранд», а также покровителем экс-замминистра финансов Андрея Вавилова, обвиняемого в мошенничестве и злоупотреблении полномочиями. Что связывает Бирюкова с Кавказскими Минеральными Водами? А вот уже несколько лет здесь работает прокурором города Ессентуки его зять Владимир Клочков.
В общем набираемся терпения и смотрим, что будет дальше. При этом, вот что мне любопытно: получается, что Генпрокуратура и Администрация президента, как честные государственные органы, с достойными людьми, публично признают, что вольно или невольно создали это всероссийское ОПС?
P.S.: Единственное чего я не понял, почему, по возбужденному уголовному делу в 2019 году растаскивают Адиюх Пэлас? Изымают вещественные доказательства по уголовному делу – раритетные автомашины? На них нет следов инкриминируемых преступлений, нахождение имущества на месте его постоянной дислокации (музей при отеле), не может препятствовать доказыванию тех составов, что опубликованы для общества.
Возможная конфискация? Да ради Бога, закон позволяет крупное имущество описать, и передать на ответственное хранение родственникам подозреваемого. Сам отель уже стал достоянием Карачаево-Черкесии, то есть можно передать его в республику. А может коллекция раритетных автомашин, кому-то понравилась?
Автор - бывший оперативный сотрудник МВД, г. Ессентуки