Смертельная помощь
Пока глава Минздрава рассказывает об очередных успехах «реформы», врачам срезают зарплаты, а пациентам отказывают в госпитализации

Выступая 20 апреля на коллегии Минздрава, главный врач России Вероника Игоревна Скворцова нарисовала такую величественную картину успехов и достижений, что ее красочности, размаху и эпичности позавидовал бы сам Репин со своим «Заседанием Государственного Совета» или Глазунов с «Вечной Россией».
И цены на лекарства под контролем, и запасы таблеток на полгода вперед созданы, и льготники всем обеспечены, и продолжительность жизни россиян за 2015 год увеличилась на полгода, достигнув – внимание! – 71,39 года, радовала присутствующих цифрами г-жа Скворцова. То есть, наш соотечественник в среднем проживает 71 год 142 дня 8 часов и 4 минуты! Нечеловеческая точность расчета. То есть, надо полагать, смерть приходит на рассвете, и тогда по всей стране тысячи машин «скорой» несутся на помощь безутешным родственникам уходящего в мир иной.
Так вот, о «скорой». На днях в Уфе произошла очередная жуткая история. Пожилой мужчина в тяжелом состоянии ТРИ ДНЯ(!) ночевал в инвалидном кресле у приемного покоя 22-й больницы. И все это время 67-летнего старику ОТКАЗЫВАЛИ в госпитализации! Но дело не только в этом - санитару «скорой помощи» Дмитрию Думенко, добившемуся, чтобы пенсионера все-таки положили в больницу, руководство местной «скорой» теперь грозит увольнение…
Итак, 14 апреля санитар выездной бригады Дмитрий Думенко вместе с коллегами, как обычно, доставил очередного пациента в 22-ю Больницу скорой медицинской помощи Уфы. «Дедушку в инвалидном кресле возле приемного покоя я приметил еще в среду (13 апреля – ред.), но тогда не придал этому особенного значения, - рассказывает Дмитрий. Но увидев его на второй день, санитар поинтересовался, где он ночевал, ел ли что-нибудь. И оказалось, что пенсионер все это время провел в инвалидном кресле возле приемного покоя и ничего не ел.
«А дедушка у вас с голоду не умрет?» - спросил сотрудников регистратуры изумленный Дмитрий. И получил едкий ответ: «Если такой сердобольный, домой забери!» Тогда, тревожась за здоровье старика, Дмитрий сообщил о вопиющей ситуации в полицию. Однако приехавшие полицейские развели руками – выдворить из больницы старика они не могли, некуда (у того сгорел дом), а в спецприемник тоже поместить нельзя – человек был болен. Сотрудники же 22-й больницы вплоть до главврача в госпитализации пенсионера отказывали. Даже полицейским, которые просили их об этом.
Через какое-то время к больнице подъехала съемочная группа ГТРК «Башкортостан», снимавшая репортаж о положении дел в местном здравоохранении. Дмитрий стал одним из тех, у кого телевизионщики взяли комментарий. Он и рассказал о ситуации с инвалидом.
И началось. Когда бригада вернулась на станцию «скорой помощи», ее ждал скандал. Врача бригады вызвал «на ковер» печально известный главврач городской «скорой» Марат Зиганшин. Как говорят активисты профсоюза «Действие», он прославился еще в 2010 году в т.н. «бизнесе на смертях». От самого Дмитрия заведующая Кировской подстанции Ольга Матвеева и начмед Резеда Поморцева потребовали объяснительную. Хотя, согласно ТК РФ, такой документ пишется только в том случае, когда сотрудник нарушает трудовые обязанности.
Дмитрию предъявили претензии, что в рабочее время он общался с полицией и СМИ, вместо того, чтобы «сопровождать врача и вместе с ним сдавать больного». Хотя в действительности такой необходимости в тот момент не было, а Дмитрий Думенко просто ожидал возвращения врача бригады.
Дмитрию пригрозили организовать кадровую комиссию, и он опасается, что теперь администрация будет искать, к чему придраться, чтобы под любым поводом его уволить. По словам самого Дмитрия, таким образом ему могут отомстить за защиту прав работников «скорой» - благодаря в том числе и его принципиальности, в 2014 году удалось добиться возвращения оплаты за ночные дежурства.
И еще о «скорой». Министр позитивно оценивает опыт передачи службы в… частные руки. Напомним, что в начале 2013 года министр Вероника Скворцова уверяла журналистов, что приватизации скорой помощи ждать не стоит поскольку данная деятельность должна оставаться всегда в разделе государственной, хоть и с допустимостью платных услуг.
Но… пролетело три года и процесс, как говорится, пошел. С 10 июля в стране начнется частичная приватизация службы. Пока речь идет непосредственно о процессе перевозки больных. А это значит, что машины для «скорой» будут предоставлять частные компании. И это только начало: на горизонте маячит и «передача иных услуг» при оказании скорой медицинской помощи частникам.
По словам представителей профсоюза «Действие», эксперимент по передаче транспортных услуг скорой медпомощи на аутсорсинг уже проводился в нескольких регионах и его результаты были признаны провальными. Контрольно-счетная палата в своем докладе по результатам эксперимента в той же Уфе в 2010 году заключила, что закупка медучреждением транспортных услуг для двух подстанций у сторонних организаций не привела к экономии средств. Наоборот, расходы по статье «Транспортные услуги» на следующий год оказались запланированы с увеличением на 23,8 миллиона рублей. То есть данная инициатива может быть полезна только транспортным компаниям, но никак не населению страны. При этом ментальность бизнесменов такова, что они будут экономить на всем, но не стараться обеспечить достойное обслуживание. Как говорится в одном из заявлений профсоюза «Действие», в Уфе в рамках эксперимента станциям скорой помощи предоставили машины вообще без медицинского оборудования - только с носилками
Но вернемся к выступлению министра. Зарплата врачей с 2012 года по 2015 год выросла на 40,5%, утверждала она. Сейчас врачи получают в среднем 47,9 тысяч рублей. А зарплата медсестёр выросла на 60,7% - до 16,8 тысяч рублей.
Но это официальная, лакированная картинка. В реальной жизни все не совсем так. А где-то и совсем не так. Возьмем данные на конец периода, о котором отчитывалась министр. На ноябрь-декабрь 2015 года. Итак, в Севастополе официально зарплата врача 38 тысяч, реально 25-30. В Мурманской области врачам убрали надбавки и реальная заплата, упав на 6 тысяч рублей, снизилась на 15% по отношению к средней по региону. Свердловская область: официально зарплата врача 25 тысяч рублей, реально в районе 10-13 тысяч (эти цифры приводят врачи Нижнетагильского роддома, обратившиеся с жалобой к Президенту за неделю до парадного отчета г-жи Скворцовой). В Москве с 1 января 2016 года врачам отменили надбавку за стаж. И так далее, и так далее…
…Вчера в Ростове-на-Дону, на улице Горького водителю «скорой», спешившей на вызов, внезапно стало плохо. Он успел затормозить на перекрестке – и умер. Остановилось сердце. Сколько еще сердец в нашей стране должно остановиться, чтобы чиновники Минздрава прекратили геноцид россиян, прикрываясь громкими словами об успехах «реформы здравоохранения»?