Новые возможности новых партий
![Новые возможности новых партий](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/styles/620x370/public/uploads/articles/272.jpg?itok=7XQlPgXG)
В предыдущем докладе «Шансы и Техники» мы оценили потенциал непарламентских партий России для достижения успеха на выборах в ГД с точки зрения необходимости модернизации смыслов и организационных структур, расширения набора фронтменов и комплекта союзников. Предмет нынешнего доклада - итоги ЕДГ и стартовые позиции для непарламентских партий с точки зрения электоральной успешности, готовности к масштабным кампаниям и производительности партийного актива. Вдобавок к этому, во второй части доклада мы постараемся кратко рассмотреть дееспособность и шансы на успех малых непарламентских партий, которые не освобождены от сбора подписей для выдвижения в ходе думской кампании.
Отметим, что в единый день голосования 13 сентября 2015 в 42 регионах России выборы проходили по смешанной, пропорционально-мажоритарной системе, а ещё в 8 регионах - по чисто пропорциональной системе. Речь здесь, конечно, идет о выборах в представительные органы власти, а не на высшие административные должности, поскольку участие «непарламентцев» в главных замещающих выборах пока играет совсем незначительную техническую роль.
Пропорциональная система интересна тем, что дает возможность голосования за чистый политический бренд. Это позволяет оценить выборы в ЕДГ-2015, как генеральную репетицию предстоящих в будущем сентябре больших выборов в Государственную Думу. По сути, эта генеральная репетиция демонстрирует возможности партий в подборе публичных лидеров, сборе и предоставлении в избирательные комиссии правильно оформленных необходимых для регистрации документов, способности защитить своих кандидатов от снятия в комиссиях и судах, возможности сформировать избирательные фонды, подготовить эффективные АПМ и провести успешную агитационную кампанию, используя все методики полевой работы и взаимодействия со СМИ. А также способность не сгибаться под давлением административных органов, которые обычно не стесняются в " зачистке поляны" для своих дружественных кандидатов. Сила партии и в поддержке части местных элит, которые начинают оценивать недавно ещё бросовый политический бренд как один из вариантов социального лифта.
Необходимо заметить, что непарламентские партии, за малым исключением, до сих пор рассматриваются политическим руководством страны и регионов не как самостоятельная политическая сила, а как электоральный инструмент, позволяющий выстраивать стартовые композиции в интересах «партии власти». Поэтому достаточно часто успех той или иной партии в регионе связан не только с её личным кадровым потенциалом, но и с умением зама по внутренней и территориальной политике грамотно организовывать избирательный процесс. Однако некоторые партии уже перешли ступень отдельных успехов и действуют достаточно успешно на разных удалённых друг от друга территориях.
Лимитирующим фактором для любой партии является отсутствие средств для самостоятельной политической борьбы. Есть деньги - есть кадры - начинается профессиональная работа - появляются серьезные политические успехи - можно устоять перед административным давлением и подкупом. Можно вспомнить «Российскую партию пенсионеров» накануне отстранения от руководства В.Гартунга. На муниципальном и региональном уровне партия умудрялась практически на равных бороться с «Единой Россией». Что и стало одной из причин её слива в «Справедливую Россию». Правда, и СР позднее не оправдала ожиданий, что стало причиной появления сразу двух новых Партий пенсионеров, но уже с гораздо менее амбициозным руководством.
Надо признать, что подавляющее большинство спонсоров сегодня кружится вокруг партии власти, некоторые из них, не добравшись до уровня принятия решения, перебираются на скамейки парламентской оппозиции. И только единицы, опоздавшие к разделу пирога, оказываются у руля непарламентских партий.
Осложнение внешнеполитического и внутриэкономического положения страны ведёт руководство к необходимости попытаться минимизировать будоражащий фактор такого события, как парламентские выборы. Поэтому будущая стартовая конфигурация выборов в ГД, скорее всего, будет срежиссирована под прохождение согласованных системных кандидатов, как по спискам, так и по одномандатным округам. Именно поэтому уже широко озвучиваются «проходные» фамилии, а ближе к весне, по всей видимости, большинство округов в ГД будут так или иначе поделены между парламентскими партиями.
С этой целью уже широко анонсированы и январские «смотрины», а также трехдневная учёба в Администрации Президента для будущих кандидатов от непарламентских партий, освобождённых от сбора подписей. Понятно, что после оценки кандидатур, их попытаются так или иначе развести по округам с другими приемлемыми для Кремля представителями парламентских партий.
В этих условиях сильные кандидаты непарламентских партий, которые попытаются нарушить предлагаемую «Конвенцию детей лейтенанта Шмидта», могут столкнуться с согласованным противодействием не только администраций, но и парламентских партий. Кстати, имеющих своих представителей во всех территориальных избирательных комиссиях. Кроме того, сами руководители непарламентских партий, которые в настоящее время во многом зависят от финансовых подпиток администраций, могут быть поставлены перед дилеммой - либо сохранить пусть небольшое, но устойчивое финансирование, приняв Конвенцию, либо рискнуть потерять всё и получить репутацию недоговороспособных.
Всё вышеизложенное - это, так сказать, пороговые условия, которые не дали непарламентским партиям всерьез выступить на выборах Заксобраний в сентябре этого года и, возможно, не дадут им в полную силу выступить на предстоящих выборах в Государственную Думу. На эти уровни их пока просто активно не пускают.
А ситуация в стране непростая. И игроки уже созрели для серьезного изменения политической конфигурации. Значительная часть даже лояльных к руководству страны избирателей уже сейчас разочарована экономическими результатами работы парламентских партий. Этим людям либо придется дать возможность более широкого выбора, либо готовиться к их выходу из лоялисткого сегмента электората в несистемный протестный. Что, конечно, не добавит ситуации в стране стабильности. А ведь пока нет никаких признаков экономического и социального подъёма. И кто-то должен за это ответить.
Выборы как раз и существуют для того, чтобы люди мирно и без насилия пытались изменить свою жизнь. Значительная часть избирателей уже сейчас готова выбрать новые бренды и новых лидеров, если они представят обществу внятные и выполнимые, на первый взгляд, программы. В обществе сформирован запрос на обновление. Ответить на него можно либо сменой лидеров и риторики парламентских партий, либо предоставлением линейки совершенно новых политических продуктов.
«Продукты», кстати, достаточно качественные. На том уровне, где непарламентским партиям позволяли свободно развиваться и конкурировать с традиционными политическими силами, часть из них достигла вполне впечатляющих успехов. На самом деле, ряд непарламентских уже находится в предпороговом состоянии. Далеко не все они - электоральные микробы. Конечно, пока им не хватает спонсоров, не развернуты серьезные региональные структуры, но там, где они уже заработали, новые партии сегодня успешно конкурируют со старыми. Здесь необходимо сделать одну ремарку. Партия "Яблоко", хотя и является непарламентской, воспринимается избирателями как традиционная. Партия уже давно не генерирует новых смыслов (если не считать новой доминантой "Крым не наш") и не представляет новых лидеров. Именно с этим связано продолжение снижения её популярности в регионах, даже на уровне областных центров, где раньше концентрировались электоральные ядра её сторонников.
1. НЕПАРЛАМЕНТСКИЕ ПАРТИИ В ЕДГ-2015
В таблице, которую мы предлагаем, дана попытка суммировать итоги ЕДГ-2015 для непарламентских партий, выдвинувших на выборах свои списки по пропорциональной и смешанной системе. Учитывались только результаты, полученные списком. Так как мы оценивали, прежде всего, возможность пересечения партией 5% порога на предстоящих выборах в Государственную Думу.
Для сравнительной оценки нами были предложены два новых индекса – «индекс готовности к глобальной кампании» и «индекс электоральной успешности».
«Индекс электоральной успешности» показывает синтетическую сумму результатов партии на прошедших выборах. Число избирательных кампании при этом умножается на введенные нами повышающие и понижающие коэффициенты, которые повышают значимость успехов на региональных выборах и снижают их - для мелких муниципалитетов. Ведь значимость побед и затраченных усилий весьма различна. Полученный результат умножается на средний процент, показанный партией на выборах. Чем выше индекс - тем успешнее выступила партия в этом электоральном сезоне.
Однако, для оценки перспектив на предстоящих выборах в Госдуму для партии гораздо большее значение имеет не математическая сумма общих итогов выборов, а число регионов, где эти результаты были достигнуты. Тридцать побед в одном регионе менее значимы, чем тридцать побед в тридцати разных регионах. Потому что за каждой кампанией в регионе стоит региональный штаб - группа администраторов и активистов, креативная структура, профессиональные юристы, готовившие документы и защищавшие итоги выборов, журналисты, медийщики, сетевики, логистики, выстраивающие маршруты доставки газет и АПМ и многие другие. За каждым штабом - наработанные связи с местной властью, руководителями хозяйственных структур, правоохранительных органов, владельцами и редакторами СМИ, директорами транспортных компаний, владельцами рынков, гипермаркетов, торговых центров, координаторами средовых объединений. В конце концов - это просто проверенные водители и уборщики штаба. Всё это необходимо нарабатывать месяцами, если не годами. Поэтому пришедшая извне в регион структура всегда будет слабее той, которая здесь уже давно эффективно работает.
Оценку реальной готовности к глобальной кампании, накрывающей всю страну, показывает второй индекс. В России сегодня 85 регионов. В ЕДГ-2015 выборы регионального и местного уровня по пропорциональной системе проходили в 50 из них. Допустим, некая партия провела эти выборы со средним результатом в 5,1%. Этого достаточно для перехода барьера в ГД. Значит, пороговый индекс, показывающий 100-процентное прохождение в новый состав Госдумы, составлял для ЕДГ-2015 255 баллов. Если бы у нас стояла задача оценить шансы парламентских партий, уверен, что большинство из них показало бы результат выше этого показателя.
Непарламентские партии пока не дотягивают до этого уровня. Однако, если посмотреть на таблицу, видно, что для лидеров это связано не с низкими результатами, а с недостаточным охватом территории страны. То есть они проигрывают не в качестве работы, а в охвате. А это поправимо. Зная, как победить на половине страны, можно распространить этот опыт и на вторую половину.
Понятно, что партия, которая участвовала в выборах менее, чем в 10% регионов, просто не готова к глобальной кампании организационно. Слишком много необходимо будет сделать с нуля, а это ошибки, учиться на которых просто не останется времени. Поэтому для этой категории партий «индекс готовности к глобальной кампании» просто не считался.
Таблица «Непарламентские партии в ЕДГ-2015»
Краткие комментарии к таблице.
Партия "Патриоты России" оказалась в числе лидеров в первую очередь благодаря своему успеху на муниципальных выборах в Красноярском крае, Республике Дагестан и Хакассии. Именно здесь часть экономических структур уже прочно связала себя с "патриотами". Достаточно сказать, что в ходе 26 муниципальных избирательных кампаний в Красноярском крае средний результат, показанный "Патриотами России" - 7,95%.
На уровне муниципалитетов непарламентские партии уже уверенно соперничают не только между собой, но и с парламентскими аналогами, занимающими ту же электоральную нишу.
На выборах городской Думы Липецка "Коммунисты России" получили 9,62% голосов, КПРФ - 13,02%, "Российская партия пенсионеров за справедливость"(РППС) - 10,07%, а СР только 6,78%.
В Орловском горсовете РППС набрала 4,66%, а СР - 4,9%.
Во Владимирском горсовете РППС набрала 5,53%, а СР - 8,73%.
На родине Ильича в ходе выборов Ульяновского горсовета голоса сторонников коммунистов распределились следующим образом: КПСС - 2,57%, КПКР - 4,33%, КПРФ- 17%.
Спасский район Приморского края оказался полигоном для примерки новой конфигурации политического поля с почти полной "сменой вех".
Державники из "Родины" (8,14%) в своём электоральном сегменте разгромили ЛДПР (4,26%).
Патерналисты из "Российской партии пенсионеров за справедливость" (9,55%) выбили из райсовета "Справедливую Россию" (2,62%).
"Коммунисты России" (7,66%) существенно потеснили КПРФ (11,73%). При этом "Единая Россия" получила вполне комфортные 39, 34%, выдержав на правоцентристском поле столкновение с "Партией Дела", набравшей 12, 24%.
В Дагестанском Каспийске "Пенсионеры за справедливость" (РППС) набрали 5,46%, "Справедливая Россия" - 5,21%, "Родина" - 13,39%, ЛДПР - 0,53%.
Даже в Подмосковье бывшие политические спойлеры показали себя достаточно уверенно. В Дмитровском районе РППС набрали 5,1%, СР - 5,05%. Либералы "Альянса зелёных и социал-демократов" (2,55%) разделили свой сегмент с ветеранами из "Яблока" (2,34%). В городском округе Электросталь столкновение в эколого-либеральном сегменте также закончилось не в пользу "Яблока" (3,21%). Здесь победителем стала партия "Зелёных" - 5,35%.
В Канске Красноярского края коммунисты и державники показали довольно близкие результаты: "Родина" - 9,31%, ЛДПР - 12,52%, КПКР- 6,27%, КПРФ - 13,39%.
Прошедшие выборы показали и несколько аномалий, по всей видимости, связанные с существенными конфликтами внутри местных и региональных элит.
В дагестанском Буйнакске "Партия ветеранов России" взяла 68,8%. Второе место заняла "Единая Россия" с 18,57%, третье - "Трудовая партия России" - 3,34%. Дальше расположились КПРФ (1,8%), СР (1,48%), ЛДПР(0,71%).
В Ужурском районе Красноярского края победителем на выборах стала "Партия возрождения села" - 42,76%, второе место у ЕР - 31.11%, третье у КПРФ -11,31%.
В городе Боготол Красноярского края победителем стала "Единая Россия" с 48,54%, а вот второе место досталось "Патриотам России" - 24,62%.
В Дагестанском Кизляре тоже победила "Единая Россия" - 37, 42%. А дальше голоса распределились следующим образом: "Партия возрождения села" - 13,74%, партия "Родина" - 13,73%, "Патриоты России" - 9,8%, "Трудовая партия России" - 8,99%, КПРФ - 8,39%, СР - 6,92% , ЛДПР -0,24% .
Но самыми фантастическими выборами этого сезона следует признать выборы в городе Дагестанские Огни.
Какова вероятность, что 5 партий на выборах не получат ни одного голоса? Какова вероятность того, что пять партий на выборах займут места с отрывом в один голос? Какова вероятность того, что оба этих события произойдут одновременно и в одном месте? А теперь смотрим итоговый протокол:
Россия - страна невероятных возможностей. Стоит отметить, что в этом городе чудеса продолжились в виде голосования за четыре непарламентские партии с практически одинаковым результатом. С такими выборами скоро и на избирательные участки ходить будет ни к чему. Члены комиссии скинутся на пальцах – и выберут нам новую власть.
2. АКТИВНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МАЛЫХ НЕПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ
Под «малыми непарламентскими партиями» авторы доклада подразумевают политические объединения, которым не удалось получить федеральную льготу, позволяющую избежать масштабного сбора подписей для партийного выдвижения в ходе думской кампании. Надо признать, что сегодня эта категория партийцев наименее защищена от своей ликвидации, но зато наиболее свободна в идеологемах и проектах.
Данный раздел мы представляем также в виде таблицы, где кратко рассмотрена публичная активность малых непарламентских партий. К такому мониторингу нас подтолкнула ситуация, когда при уточнении какой-либо информации о деятельности аутсайдеров или новичков среднестатистические избиратели входят в ступор, признаваясь, что ранее никогда не слышали об этой партии.
Есть в нашей таблице и более известные игроки, но и их работу пока сложно назвать всепубличной или системной. Зато некоторые из них уже не раз выдвигались в региональные парламенты и засветились в «технических зонах» губернаторских кампаний, по всей видимости, стараясь избежать реальностей низового уровня практической политики.
В качестве временного отрезка нашего экспресс-мониторинга использовались публичные действия малопартийцев за последние 2-3 месяца. В таблицу также включены возможные перспективные регионы для партийной работы и краткие прогнозные комментарии авторов доклада.
Добавим, что ниже представлены только те политические силы, у которых за последние месяцы проглядывалась хоть какая-то работа по поддержанию и продвижению собственного бренда. Другие движения практически не проявляли себя в публичной среде. Затяжной партийный анабиоз просматривается примерно у 50% политических объединений, зарегистрированных Минюстом. Надеемся, что данный процент будет со временем уменьшаться и на арену активных действий выйдут новые самобытные игроки.
Таблица «Активность и возможности малых непарламентских партий»
В заключении стоит отметить, что партийная жизнь в России после принятия нового закона, резко снизившего порог численности для регистрации партий, стала достаточно интересной и многообразной. Заметны новые политические силы, которые сегодня востребованы, хотя совсем недавно не имели никакой возможности участвовать в политической жизни страны.
Это дает надежды на усиление политического соперничества, а следовательно - на более качественную работу депутатов над потребностями людей. Ведь чем выше конкуренция на электоральном поле, тем больше значит для партии доверие избирателей, и тем опаснее политикам не выполнять своих обещаний либо принимать решения, идущие вразрез с интересами большинства. В этом плане, чем более свободными и открытыми для всех политических сил будут выборы, тем более качественный состав депутатов мы получим.
АГЕНТСТВО МАКСИМОВ–КОНСАЛТИНГ (www.maksimov.info)