Здравая мысль
Российские чиновники борются против табака и алкоголя, но сами не спешат следовать собственным заветам
Новые поправки в законодательство об ограничении курения табака могут быть внесены на рассмотрение Госдумы уже до конца декабря. Депутаты планируют полностью запретить курение в здравоохранительных и спортивных учреждениях, городском и пригородном транспорте, вокзалах и аэропортах, а также в зданиях, занимаемых органами государственной и муниципальной власти. Кроме того, на рассмотрении российского парламента находится несколько законопроектов, касающихся алкогольной политики государства.
Представители властей разных уровней решили подать личный пример здорового образа жизни россиянам. «Новые Известия» прогулялись по вотчинам чиновников и депутатов и посмотрели, что вышло из благих начинаний.
Давай закурим, коллега, по одной...
Депутатам Мосгордумы, ратующим за здоровый образ жизни, давно мешали толпы курильщиков, которые полюбили собираться на лестничных площадках. Страдали от пассивного курения и обитатели ближайших к пролетам кабинетов. После того как было принято решение о разработке региональной стратегии по борьбе против табака, защитники чистых легких в лице комиссии по здравоохранению получили карт-бланш – и инициировали запрет на курение внутри здания на Петровке. Народным избранникам теперь разрешается травить себя лишь во внутреннем дворике гордумы. Противники такой меры моментально возразили, мол, кто ж в разгар свиного гриппа выгоняет людей на улицу? Председатель Комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов назвал предложение «выгнать людей на мороз» странным, отметив, что люди неминуемо простудятся. «Стоя на улице, заразиться свиным гриппом нельзя, холодной нынешнюю погоду при всем желании тоже не назовешь, – говорит председатель Комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова. – Кроме того, мы можем построить специальные зимние будки или выдавать курильщикам шубы». Такую заботу о здоровье сотрудники Мосгордумы не очень оценили – и продолжили смолить, «не отходя от кассы».
На лестничной площадке безлюдно и чисто, хотя запах табака, похоже, успел въесться в стены. На полу валяется одинокий раздавленный окурок. Открывается дверь, из коридора выходят две дамы в нарядных кофтах. «Курилка находится внизу, здесь ничего нет», – заявляет одна из них, по-шулерски молниеносно пряча пачку тонких сигарет в рукав. Вторая сотрудница в это время пытается незаметно спихнуть компрометирующий «бычок» с лестницы и делает вид, что просто вышла полюбоваться блеклыми стенами. Вскоре слышится щелканье зажигалки и их ворчание: «До чего дошли, под лестницей прячемся, хуже школьниц».
Курилка действительно оказывается внизу. На ступеньке – блюдце с несколькими окурками, рядом заботливо постелена сложенная скатерть – чтобы можно было комфортно сидеть на камне. На стене светлеет прямоугольник – несколько дней назад табличку, предписывающую дымить именно в этом месте, вырвали с корнем. «Вообще-то курить здесь нельзя, надо выходить на улицу, – говорит эффектная женщина средних лет в форменном халате, выдыхая дым прямо на висящий рядом плакат о вреде сигарет. – Но если каждый раз бегать на улицу, то кто тогда работать будет?»
Интересно, что никаких санкций продолжающим дымить в неположенном месте депутатам не положено. Ответственность в виде административного взыскания или штрафа имеет право ввести только руководитель аппарата Думы Олег Адабашьян, который, по свидетельству коллег, и сам – заядлый курильщик.
Как смолят в Смольном
Лучше всего запрет на курение соблюдается в столичной мэрии. Возможно, причина такого послушания кроется в штрафах за травлю дымом обитателей здания на Тверской, 13. Впрочем, размер штрафа так и не удалось узнать. Таблички с перечеркнутой сигаретой в круге встречаются через каждые несколько метров во всех коридорах. С лестничных площадок, на которых раньше нельзя было находиться из-за скопления курящих, исчезли урны. Похоже, это не смущает одного из чиновников, который получил серьезный втык от первого заммэра Юрия Росляка на заседании столичного правительства и закурил прямо у лифта четвертого этажа. Игнорировать запретительные таблички он не стал и сразу же побежал к спасительному выходу на улицу с сигаретой в зубах. И все же объявить здание городской администрации оазисом здоровья нельзя. В столовой вместе с пирожными и газировкой можно спокойно купить несколько марок сигарет. Рядом в холодильнике стоит запотевшее пиво, правда, безалкогольное.
Петербургские депутаты не решаются действовать по принципу «начни с себя». В буфетах Мариинского дворца по-прежнему наливают и коньяк, и водку. Инициатива теперь уже экс-сенатора Владимира Белозерских в 2007 году установить на входах в Смольный и Мариинский камеры газоразрядной визуализации (грубо говоря, алкотестеры) для чиновников успехом не увенчалась. Не помогло даже то, что действие прибора успели испытать на себе в то время премьер-министр Михаил Фрадков и вице-премьер Александр Жуков.
Как Смольный, так и Мариинский дворец ведут яростную, но безуспешную борьбу с курением. Местные туалеты в сизом дыму давно стали притчей во языцех у посетителей. Первым издал грозный указ против курения на рабочих местах еще в 1998 году тогдашний губернатор Владимир Яковлев. Провинившихся чиновников лишали премии. Валентина Матвиенко пошла дальше и закупила для подчиненных специальные «кабинки-душегубки» с вытяжкой. Запрет на табачный дым чиновники стали соблюдать, но с тех пор парадное крыльцо Смольного стало похоже на вход в магазин – там постоянно кучкуются курящие сотрудники.
И все же властям двух столиц далеко до антитабачной программы в администрации Казани. В сентябре мэр города Ильсур Метшин призвал руководителей всех муниципальных служб расстаться с пагубной привычкой. Спустя месяц он отчитался о поразительных результатах инициативы: «На тот период каждый пятый из руководящего состава мэрии Казани был курильщиком, сегодня можно смело сказать, что мы – некурящая команда». Заместителю руководителя исполкома Казани Сергею Кондратьеву пришлось даже взять двухнедельный отпуск за свой счет, но, в конце концов, чего не сделаешь ради общего дела? Впрочем, есть подозрение, что отказаться от сигарет чиновники решили вовсе не из-за мыслей о своем здоровье. Через какое-то время после антитабачного выступления Метшина они должны были пройти специальный тест, определяющий наличие никотина в организме, а результаты мэр Казани пригрозил выставить на всеобще обозрение...
Из Госдумы курильщиков не выкуривают
Курящих депутатов Госдумы на улицу выгонять пока никто не планирует. Но и они с недавних пор столкнулись с некоторыми ограничениями – их «отселили» из коридоров и уютных закутков здания. Теперешнее место для курения – на дальней лестнице – выбрано грамотно: идти до него порядочно, вентиляция там приемлемая, вид из окна открывается на площадку для выгула собак. В урнах, расписанных под Гжель, в желтовато-коричневой воде плавают окурки. С верхних этажей слышны истерические голоса: сотрудники одной из фракций обсуждают интеллектуальный уровень руководства, прерываясь на очередную затяжку. «Несмотря на то, что нынешняя Дума, в отличие от третьего или четвертого созыва, стала менее курящей, назвать ее свободной от табака нельзя, – рассказал зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников. – Мы не можем принудить депутата расстаться с сигаретами, он лицо неприкосновенное. Запретить курить в кабинетах тоже нельзя. За рубежом вот устанавливают в помещениях детекторы табачного дыма, чтобы, когда депутат закуривал, его водой обливало».
В столовой Госдумы нет ничего крепче компота и кофе. Однако стоит заглянуть в стол заказов, как обнаруживается ассортимент спиртных напитков, которому позавидовал бы любой владелец специализированного магазина. Алкоголь на прилавках представлен на любой вкус: вино средних ценовых категорий и коллекционное, сувенирный дорогущий коньяк, ну и традиционная водка. «Мне, пожалуйста, бутылочку белого, – обращается к продавщице седовласый усач интеллигентного вида. – Давайте того, что в прошлый раз, всем очень понравилось». «Существуют протокольные встречи, где допустим бокал шампанского или, скажем, чашка чая с ромом, для этих целей алкоголь удобнее покупать на работе, а не уезжать в какое-то кафе, – пояснил Сергей Колесников. – Можно, конечно, запретить продажу крепкого алкоголя, только это ничего не решит. Кому надо протащить бутылку – протащит».
Что дозволено Юпитеру?
Сами чиновники и депутаты признают: все вредные привычки – побочный эффект специфики профессии. В том, что они не лукавят, уверены и психологи. «Чем с большей ответственностью связана работа – тем больше риск возникновения вредных привычек. Больше напряжения – больше соблазна снять его, прибегая к алкоголю и сигаретам, – пояснила психолог Анна Венедиктова. – Кроме того, чиновникам в силу их статуса прощается больше, чем простым обывателям. Нередко бывает так, что они сами ставят себя над общей массой, иллюстрируя фразу «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку».
В нашем сознании сигарета считается более благовидным предлогом для ухода с рабочего места, чем потребность подышать свежим воздухом, отмечают эксперты. «Кроме того, перекур часто создает более неформальную обстановку, общение в таких условиях становится более продуктивным, – считает Анна Венедиктова. – Есть исследования, которые говорят о том, что после сигареты на очень короткий промежуток времени активизируется мыслительная деятельность, правда, потом наступает эффект торможения».
А вот желание опрокинуть рюмочку среди наших чиновников и парламентариев – скорее дань традиции, нежели потребность организма, убеждены эксперты. «Отчасти это стремление показать русскую молодецкую удаль иностранным гостям, мол, мы и водки бутылку легко «уговорим», – поделился нарколог Владимир Захаров. – В некоторых ситуациях, например на важном приеме, нельзя не пригубить бокал, по крайней мере, если ты лицо публичное. Более того, если человек не пьет в рабочем коллективе, его посчитают «засланным казачком».
Намерение чиновников начать с себя, безусловно, достойно похвалы. Вот только выбранные методы оздоровления властных кругов недостаточно эффективны, констатируют эксперты. «Если сохраняется двойственность в алкогольной или никотиновой политике – «нельзя, но если хочется, то можно», – толку от запретов не будет, – убежден Владимир Захаров. – Или депутатам стоит сделать правила одинаковыми для всех, или не рвать на груди тельняшку из-за спаивания и скуривания страны». «Какие претензии к населению у нас могут быть, если мы сами оказываемся не лучше? – поделился Сергей Колесников. – Речь не только про алкоголь или сигареты – та же самая ситуация с мигалками или соблюдением Правил дорожного движения. Все это не стоит ничего, пока продолжаются поездки с сиреной по встречной полосе на запредельной скорости».