Сказка про модернизацию за 22 рубля
Бывший первый зампред ЦБ выступил с сенсационным заявлением
В российском правительстве и Центробанке действует партия «сильного рубля», которая настаивает на стабилизации курса на уровне 22 рубля за доллар. С таким сенсационным заявлением выступил бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко. По его словам, партия «сильного рубля» верит, что смерть неконкурентоспособных производств расчистит путь к модернизации. Однако эксперты считают, что на переоценке рубля настаивает лобби импортеров, которые потеряли за год более 75 млрд. долл. и теперь надеются увеличить импорт.
«Состоялся разговор с человеком, вхожим в Белый дом. По его словам, существует очень сильная «фракция» укрепления рубля. ЦБ считает, что если рубль отпустить, то курс доллара стабилизируется на уровне 22 рубля», – пишет в своем блоге Алексашенко.
По его словам, эти люди уверены, что резкое укрепление рубля является единственно верным инструментом для проведения модернизации и изменения структуры экономики. «То, что в результате укрепления рубля рухнет вся перерабатывающая промышленность, включая производство удобрений и половину нефтепереработки, воспринимается как благо», – подчеркивает Алексашенко.
По сообщению чиновников, в ЦБ активно разрабатываются меры по укреплению национальной валюты. Тем более и объективные экономические условия этому благоприятствуют – рост цен на нефть, ослабление доллара по отношению к другим валютам. «То, что происходит с рублем, определяется исключительно решениями тех людей, которые сидят сейчас в Центробанке, а не макроэкономической ситуацией в стране», – считает Алексашенко. И сейчас эти люди решили не сопротивляться укреплению, а, наоборот, подтолкнуть к нему рубль еще больше.
О действии лобби импортеров в России говорят не часто. Между тем поток импорта, который превысил в 2008 году 260 млрд. долл., сложно представить без соответствующей аппаратной защиты интересов на уровне правительства и Центробанка. Защита эта особенно потребовалась в период кризиса, когда импортеры лишились около 40% своих доходов. Только за январь–август объем импорта сократился почти на 75 млрд. долл.: в прошлом году импорт за первые восемь месяцев составил 191,1 млрд., а в январе–августе 2009 года – только 114 млрд. долл. Восстановить импортный поток без соответствующего укрепления рубля крайне затруднительно.
Ярые сторонники укрепления рубля утверждают, что только усиление национальной валюты поможет модернизировать российскую экономику. Так, директор департамента M&A НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Максим Розов к положительным эффектам укрепления рубля относит «стабилизацию цен, снижение процентных ставок, приток финансового капитала, опять-таки стимулирование импорта, доступ российских компаний к импортным технологиям и возможность организации совместного производства, что в будущем могло бы снизить зависимость нашей страны от экспорта сырья и все-таки поставить российскую экономику на инновационные рельсы».
Но куда приедешь по этим «инновационным рельсам»? На самом деле ничего, кроме проблем, усиление национальной валюты российской экономике не принесет. С этим тезисом согласны многие эксперты. Научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич говорит, что «одно дело – постепенное укрепление рубля, которое происходило в докризисный период. Оно имело положительные эффекты. Да, увеличивался импорт оборудования, которое было более совершенным, чем российское, и это способствовало повышению эффективности производства. Но модернизация не сводится лишь к одному импорту оборудования. Это понятие намного шире», – говорит Гурвич.
Примечательно, что в дискуссиях о препятствиях модернизации ни один серьезный экономист ни разу не упомянул слабый рубль. Среди препятствий называются отсутствие защиты частной собственности, коррупция, произвол чиновников и монополий, низкий уровень конкуренции. Но слабый рубль – никогда.
«Похоже, под «модернизацией и изменением структуры экономики» в данном случае подразумевается как раз ослабление столпов российской экономики: добывающей, перерабатывающей и нефтегазовой отрасли. Для национальной экономики, которая перестает быть поставщиком на внешних рынках, а выступает лишь потребителем конечных продуктов, благом это назвать никак нельзя», – считает ведущий консультант «Интерком-Аудит» Тимур Унароков. «Инновационная экономика враз не построится, быстро можно только разрушать что-либо: в данном случае – перерабатывающую отрасль», – резюмирует ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев.
«Укрепление рубля окажет значительный удар по российской промышленности в краткосрочной перспективе, притом это коснется практически всех сфер:
предприятий-экспортеров - снизится прибыль от снижения выручки при относительном росте расходов предприятий, работающих на внутренний спрос, - за счет снижения конкурентоспособности отечественных товаров по отношению к импортируемым;
государственного бюджета - существенное снижение доходов госбюджета из-за снижения доходов банковского сектора - возможны крупные убытки у банков, которые в прошлом активно скупали валюту в ожидании второй волны кризиса, и как следствие девальвации рубля; населения - в первую очередь снижение доходов вследствие проблем в промышленности, а с другой стороны, обесценения валютных сбережений, доля которых существенна», – перечисляет руководитель стратегической службы Абсолют банка Равиль Нигматов. «Спад из-за резкого укрепления рубля промышленного производства составит по отношению к сегодняшним уровням не менее 30–40%, безработица вырастет в разы, рухнет бюджетная система страны, а вместе с ней и система социального обеспечения. Вряд ли в здравом уме можно считать все это благом и модернизацией», – недоумевает старший экономист компании «Неокон» Олег Григорьев.
Резкое укрепление рубля выгодно в первую очередь именно импортерам. Российский рынок откроется для потока импортных товаров, а отечественные производители сами собой уйдут с рынка, поскольку не все из них смогут выдерживать ценовую конкуренцию.
Пока что в российской экономике доминирует экспортно-ориентированная промышленность, именно экспорт сырья помогает России хоть как-то преодолевать кризис. Импорт же в кризисное время значительно сократился. Так, по данным таможни, импорт России в январе 2009 года составил 8,7 млрд. долл. и по сравнению с январем 2008 года снизился на 37,4%. При этом сокращение импорта фиксируют по всем основным типам товаров. Так, импорт иностранных легковых автомобилей в 2009 года упал по отношению к прошлому году почти на 60% (это 2,06 млрд. долл. понесенных автомобильными компаниями потерь). Стоимостной объем ввоза продовольственных товаров в этом году сократился примерно на 23%. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности сократился на 27%. Укрепление рубля кардинально изменит ситуацию на рынке импорта, поможет иностранным поставщикам не только вернуть утраченные позиции, но и еще более укрепить их за счет «отмирания» отечественных производителей.
И хоть, по словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, «речь идет о возможности импортеров заработать деньги лишь в краткосрочный период, а не в долгосрочной перспективе», сверхприбыльный импорт – а речь идет о миллиардах долларов – вряд ли останется без соответствующего лобби.
«Версия о лоббировании укрепления рубля импортерами имеет право на существование. Как бы ни были сильны позиции сторонников экспортно-сырьевого направления развития России, у импортеров тоже есть неформальные ресурсы. Отделить же тех, кто продвигает интересы товарных импортеров, от сторонников технического перевооружения промышленности непросто», – говорит Ширяев.
В Минэкономразвития планы значительного укрепления национальной валюты и последствия такого шага комментировать отказались.