Театр одного актера
О Владивостоке поставят спектакль о Путине
Приморский краевой драматический театр молодежи расположен в центре Владивостока, напротив краевой администрации. На днях он открывается фонвизинским "Недорослем". Но в ближайших планах театра есть настоящая бомба - пьеса сибиряков Игоря Косицына и Татьяны Чертовой, которая поставила на уши всю театральную общественность города. И не только города. Ведь среди действующих лиц пьесы легко угадывается ни много ни мало Владимир Путин. Персонаж, обозначенный в пьесе как Президент, служил в разведке, знает немецкий, катается в горах на лыжах...
- Но Президент не главный герой, главный герой - народ, - говорит художественный руководитель театра и постановщик спектакля Виктор Галкин (кстати, бывший спецназовец). - Мы сознательно решили не выводить на первый план ни Президента, ни Писателя (еще один из персонажей), хотя именно последний является рассказчиком всей истории.
По договоренности с авторами жанр пьесы определен как сон с прологом и эпилогом. Суть сюжета, со слов Виктора Галкина, такова. Писатель перед поездкой в командировку, выпив рюмочку коньяка и поставив любимую оперную арию из "Евгения Онегина" Петра Чайковского, засыпает. И просыпается в глухой таежной избушке, куда он попадает вместе с Президентом после аварии самолета, где они живо общаются с народом.
- Чем мне интересна пьеса? - продолжает режиссер. - В ней нет никакой политической подоплеки. Показаны нормальные человеческие отношения, как бы встреча людей без галстуков, в обычной житейской ситуации...
Галкин считает, что авторами пьесы подмечены черты путинского характера. Он интересуется проблемами простого человека не по должности, а как нормальный мужик.
- Что мне интересно в Президенте, так это то, что в пьесе у него присутствует фраза "Честь имею". Он ведь офицер, и старая закваска в нем очень явственно проявляется, - размышляет Галкин. - У каждого свое мнение о Путине, я высказываю свою личную точку зрения. Он не кочевряжится, он не бог, не царь. Он нормальный человек, который хочет понять: "А какое у вас мнение по такому-то вопросу? Вот мое окружение говорит об этом так, а я хотел бы узнать у вас..."
Кто же тот счастливчик, которому доверено воплотить на сцене образ самого Президента? Предварительно на главную роль определен Роман Григорьев. Ему всего 23 года. Выпускник Дальневосточной государственной академии искусств, второй сезон работает в "молодежке". К сожалению, с Романом вчера связаться не удалось - он болен и находится за пределами Владивостока. Но худрук театра уверен: Рома справится с задачей. Хотя сам Григорьев признался ему, что страшно, уж больно сложная роль.
- Мы не стремимся к простому портретному сходству, - рассуждает Галкин. - Хочется, чтобы на сцене был живой человек. Поработать придется, конечно, очень много. Предварительное распределение ролей уже прошло, отбор сделан, свою труппу знаем как облупленную. Путин совсем ведь не старый человек, ему только 55 лет, да? На пенсию рано. Вспомните пьесу Михаила Шатрова "Синие кони на красной траве", где актеры играли Ленина без грима. Главное - идея. Используем какие-то наблюдения, которые были подмечены журналистом Андреем Колесниковым в поездках Путина. Будем просматривать и кино, и теледокументалистику, чтобы понять, как российский президент ведет себя на людях...
Премьера "спектакля года" не за горами. Где-то в конце октября начнется работа над пьесой в театре, а сразу после выборов в Госдуму спектакль будет представлен на суд зрителей. Как признался худрук и постановщик пьесы, "с авторами мы работаем уже больше года". Сначала они прислали стихотворный вариант, но Галкин попросил переложить текст в прозу. "Но, как ни странно, даже после переделки пьеса все равно звучит, как стих. Ложится легко", - убежден он.
- Будете на премьеру Путина приглашать?
- Авторов в любом случае пригласим. И президенту приглашение пошлем. Сможет он приехать, не сможет - другой вопрос. Но надеемся, постановка поможет и давно обещанному началу ремонта здания нашего театра постройки ХIХ века.
- Не боитесь, что в конъюнктуре предвыборной обвинят? Мол, Галкин хочет заручиться помощью "Единой России".
- Я не состою в партии, но сторонник "Единой России" единственно потому, что это партия власти. В свое время был коммунистом. А конъюнктура? Возьмите любую пьесу - она конъюнктурна: или заработать денег, или показать, как все есть. Я не обращаюсь к "Единой России" за помощью. Увидят спектакль, заинтересуются, помогут - буду им благодарен. Но в процесс творческий я им не дам вмешиваться. Я буду отвечать за все сам как режиссер этого проекта.
Ставить спектакль будут Виктор Галкин и Сергей Руденок, молодой, креативно мыслящий. Сергей будет выверять городскую линию, а Виктор как достаточно проживший в деревне соответственно сельскую. Как заявили мне режиссеры спектакля, на постановку достаточно будет 350 тысяч рублей. Денег у театра, правда, пока нет. А местная власть вряд ли даже знает, что собираются ставить в "молодежке".
От Ленина до Путина
Трепетное изображение лидеров государства на экране и сцене - давняя традиция деятелей нашего искусства. Если увековечивать вождя мирового пролетариата стали в основном после его смерти (фильмы "Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году", "Человек с ружьем", "Коммунист", в которых блистали Б. Щукин, М. Штраух, Б. Смирнов и другие корифеи экрана), то продолжатель ленинского дела Сталин уже сам себя с удовольствием наблюдал на экране.
Вождя народов переиграли десятки артистов, но особенно прославился Михаил Геловани, воплотивший образ Иосифа Виссарионовича аж целых 15 раз, в том числе в таких культовых фильмах (в том смысле, что они создавали культ личности Сталина), как "Клятва" и "Падение Берлина". Кстати, вскоре после смерти вождя актер ушел из жизни не в силах пережить кончину своего кумира и работодателя.
В чуть более поздние времена образ Сталина с разной степенью талантливости воссоздавали Алексей Дикий, Бухути Закариадзе, Рамаз Чхиквадзе, значительно позже посильную лепту в сталиниану внесли Алексей Петренко, Игорь Кваша, Максим Суханов, добавив - в духе пересмотра старых мифов - сатирических, гротескных красок в ранее безгрешный облик вождя. Да и с Лениным в последнее время стали обходиться без должного почтения - достаточно вспомнить фильм А. Сокурова "Телец", где показан умирающий, скованный параличом вождь.
На сегодняшний день искусством экрана и сцены охвачены все лидеры нашего государства - Хрущев (его темпераментно сыграл Ролан Быков в "Серых волках"), Брежнев (его проникновенно изображал Евгений Матвеев в "Солдатах свободы" и гротескно Сергей Шакуров в телесериале "Брежнев", где, кстати, засветились также Андропов, Черненко и все остальные члены Политбюро), Горбачев (помните прикольную пародию Гайдая "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди?).
Несколько раз появлялся на телеэкране и "человек, похожий на Ельцина". До недавнего времени только Путина в экранной и сценической галерее не хватало. Похоже, спектаклем Владивостокского театра эта досадная погрешность будет исправлена...
Драматург Игорь Косицын: "Меня волнует будущее президента"
Мы дозвонились до одного из авторов пьесы. Игорь Косицын живет и работает в Омске. Родился он в 1961 году, по образованию филолог. Написал три пьесы, которые пока не глянулись театрам, но с этой, похоже, может произойти иначе, по крайней мере ее сюжет сильно интригует. Сам драматург о своем замысле рассказал так:
- Свою четвертую пьесу я не зря назвал "Каникулы президента". В ней действует нынешний президент Путин, который, судя по всему, в 2008 году станет экс-президентом, и у него появится много свободного времени. И вот мы с моим соавтором Татьяной Чертовой, психологом по образованию, стали думать: а что он будет делать, каким образом будет общаться с народом, станет ли ближе этому народу или, наоборот, отгородится от него высокой стеной? И тогда мы решили вообразить экстремальную ситуацию. Для этого придумали еще одного главного персонажа - Писателя, который пишет книгу о Путине и подбивает экс-президента лететь в Сибирь, но не как официальное лицо, а частное. Неожиданно с самолетом происходит авария, и пилоты делают вынужденную посадку на заимке у лесника...
Ну а дальше все происходит так, как бывает с внезапно свалившимся с неба (в буквальном смысле слова) гостем, только этим неожиданным гостем становится бывший вершитель человеческих судеб с ядерным чемоданчиком. Людям, которые живут в лесу, нечего терять, дальше тайги их не пошлют, поэтому они могут говорить Путину правду в лицо. Среди героев пьесы и лесник, бывший фронтовик, сочиняющий стихи, и его сын Федор, и невестка Надежда, и старушка баба Зина, вечная странница, несущая людям слово Господне. Непростое получается застолье, бурное, так что Владимир Владимирович улетает в Москву с несколько иным взглядом на матушку Россию.
Я очень надеюсь, что режиссер Виктор Галкин, согласившийся поставить пьесу у себя во Владивостоке, не только станет ее первооткрывателем, но и возродит на сцене гражданскую тематику, исчезнувшую в современном театре. Я надеюсь в скором времени увидеть этот спектакль, что будет для меня большой радостью, ибо пока ни одна моя пьеса не шла. Я окончил Омский университет и вот уже 20 лет являюсь свободным художником, пишу пьесы, делаю какие-то литературные обработки, в общем, живу не шикарно, но на хлеб с молоком хватает. Материальная сторона жизни меня никогда не волновала, главное для меня - заниматься тем, что нравится, а именно театром. Надеюсь, что в скором времени и он полюбит меня.
Юрий КАЮРОВ, народный артист СССР, исполнитель ролей Ленина в кино:
- Вы говорите, что во Владивостоке театр репетирует пьесу с участием персонажа по имени Владимир Путин? А режиссер и авторы пьесы спросили у президента: согласен ли он? На его месте я бы не позволил это делать. На мой взгляд, исторический персонаж должен пройти проверку временем, и только потом он имеет право предстать в качестве действующего лица пьесы или фильма. А к изображению ныне живущих политических деятелей на сцене, на экране я отношусь отрицательно. Правда, при Леониде Брежневе такая практика поощрялась самим генсеком, поэтому Евгений Матвеев несколько раз играл его в кино. Когда же мы в Малом театре ставили "Целину", то Брежнева как персонажа на сцене не было, он присутствовал в спектакле "за кадром".
Изображать на сцене, на экране исторических персонажей - для актера весьма сложная задача. Знаю это по себе. Играя Владимира Ильича Ленина в кино, я понял: как ни вживайся в его образ, а он все равно недосягаемый, другой, потому что невозможно влезть в шкуру другого человека. Хотя потом ко мне подходили люди и говорили: как вы замечательно сыграли Ленина! Но это уже другое, это факт искусства.
Лично мне не хочется видеть двойника Путина на сцене, мне достаточно его в жизни: умного, дальновидного политика. Кстати, награждавшего меня в Кремле орденами.