Трудармия суверенной демократии
Безработных заставят отдать свои силы на благо обществу
Государственная Дума готовится рассмотреть законопроект, принуждающий трудоспособных граждан, живущих на пособия, участвовать в общественных работах. Для чего рекомендуется резко сократить сроки выплаты государственного вспомоществования тем, кто откажется от подметания улиц. Документ внесен депутатами Законодательного собрания Свердловской области и сильно напоминает своей мотивацией старую статью советского Уголовного кодекса, карающую за тунеядство.
Благие намерения
Главный посыл проекта – борьба с безработицей путем понуждения увиливающих от приношения пользы обществу россиян к подметанию улиц и озеленению бульваров. Свердловские законодатели обратились к опыту трудовых армий, использовавшихся для так называемых общественных работ – неквалифицированных и тяжелых. Погружение в историю страны познакомило их с законодательством по перевоспитанию тунеядцев и прочих антисоциальных элементов – через общественно-полезный труд.
В духе времени авторы проекта предлагают формировать новые трудармии методами все-таки капиталистическими, а не административными. Замысел состоит в том, чтобы сокращать или даже вообще отменять через определенное время пособия по безработице тем людям, кто наотрез отказывается поработать на пользу обществу.
Соответствующие поправки к закону о занятости населения в РФ парламент Свердловской области прислал в Москву еще в конце мая. Вместе со своей инициативой он представил на Охотный Ряд и заключение правительства – правда, отрицательное. И вот здесь начались странности. Обычно такие документы дожидаются своей судьбы месяцами, но тут Совет Думы выносит решение: раз все формальности выполнены, то можно поручить комитету по труду и социальной политике заняться рассмотрением проекта. Предполагается, что голосовать «за» или «против» него депутатов попросят осенью.
Мотивировочная часть документа не оставляет сомнений в решимости депутатов свердловского Закса твердой рукой усовершенствовать сегодняшнее негодное законодательство. Которое «в части организации общественных работ не дает необходимых рычагов для эффективной реализации программы активной политики содействия занятости населения и не стимулирует безработных к участию в общественных работах». Региональные парламентарии предлагают применить классический метод кнута и пряника. В качестве последнего они предлагают исправить ту статью закона, где говорится, что участвующим в общественных трудах безработным выплата пособия прекращается. По мнению свердловских парламентариев, надо записать ровно наоборот – сохраняется.
Кнут и пряник
Пилюлю, конечно, постарались подсластить, однако этот номер не слишком удался. По сравнению с таким маленьким пряничком кнут выглядит гораздо более внушительным. И здесь мы сталкиваемся с признаками настоящего научного исследования, авторами и проведенного. Они установили на основании статистических данных, что «мотивация к труду у безработного гражданина резко уменьшается после состояния на учете в течение первых четырех месяцев».
Поэтому в закон о занятости для таких тунеядцев они предлагают записать достаточно жесткие санкции: «В случае отказа безработного гражданина от участия в общественных работах по истечении трехмесячного периода безработицы размер пособия может быть сокращен на 50% на срок до 3 месяцев. В случае отказа безработного гражданина от участия в общественных работах по истечении восьмимесячного периода безработицы выплата пособия может быть приостановлена на срок до 3 месяцев».
Стоит отметить, что при этом уральские депутаты вовсе не предлагают отменить в том же законе о занятости строчку о добровольности общественных работ, хотя своим законом превращают их на самом деле в принудительные и даже исправительные. Именно на это и указал им кабинет министров, отказавшись поддержать законопроект. Но у региональщиков для ответа федеральному правительству есть свой железный аргумент. Они считают, что люди, годами сидящие на пособии и отказывающиеся от общественных работ, таким образом превращаются в профессиональных бездельников, «хотя именно эти граждане в большинстве своем относятся к категории испытывающих трудности в поиске работы и являются малообеспеченными». Таким образом парламентарии, по сути, откровенно заявили, что в России есть такая категория населения, для которой рыть канавы, убирать мусор на улицах, разгружать вагоны и тому подобное – естественный удел.
Нет сомнения, что в Госдуме проект найдет своих пламенных почитателей. Зампред комитета по социальной политике Олег Шеин (фракция «Справедливая Россия»), к примеру, сразу вспомнил не столько о СССР, сколько о другой стране. «Именно таким образом в Германии в 1933–1936 годах было покончено с безработицей», – сказал он «НГ». Признав «внешнюю реалистичность» задумки, Шеин подчеркнул: «Вопрос заключается в том, как будут эти общественные работы оплачиваться». И пояснил – если платить «трудармейцам» будут гроши, то это приведет к безработице уже среди теперешних дворников и озеленителей, нанятых муниципалитетами.
Депутат из КПРФ Виктор Илюхин в принципе против предложений Свердловской области не возражает. Причем, по его словам, «здесь можно говорить и о советском опыте преодоления безработицы, но больше даже о политике, например, Рузвельта, который через общественные работы вытащил Америку из кризиса».
Между тем одобрительные отзывы думцев заставляют задуматься о природе появления подобных актов. Борьба с «тунеядством» нового типа легка и приятна: объект не будет сильно сопротивляться. Однако простые решения сложных проблем, с которыми десятилетиями не могут справиться западные цивилизации (понимая неоднозначность использования любой принудиловки), может загнать страну в тупик. На стенах которого будут развешаны плакаты, более характерные для лагерей, нежели для государств, объявивших твердый курс на демократию. Какую угодно, в том числе и суверенную. Не хочется думать, что это и есть наше, российское, понимание государственной самобытности.