Некультурное наследие
Проверка Счетной палаты итогов Года культуры выявила системные провалы и нездоровые тенденции в деятельности Минкульта

Помните ли вы, что 2014-й год в нашей стране был официально объявлен Голом культуры? Вряд ли. И тем не менее – был даже специальный указ Президента от 22 апреля 2013 года. В котором объяснялось, что этот Год проводится «в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире».
Резонно было бы предполагать, что ведомство г-на Мединского изо всех сил трудилось над достижением поставленных задач. Тем более что надвигался и юбилей Победы, который к сохранению культурного наследия и памяти имеет самое непосредственное отношение.
Но вот Год культуры прошел. Минул и год 2015-й. Тем временем Счетная палата решила проверить, на что Минкульт затратил бюджетные средства в этот Год и каких выдающихся результатов Мединский сотоварищи добились. Как-никак, а 15 млрд рублей сумма немалая.
Первые вопросы возникли к самому Плану мероприятий. Мало того, что обновлен он был только наполовину (58 мероприятий из 125 и так проводились ежегодно), но ни сроки исполнения, не целевые показатели установлены не были, что для такого документа является нонсенсом.
Несмотря на то, что регионам было рекомендовано принять участие в проведении Года культуры, на 93 мероприятия средства регионами не выделялись. Из общего количества мероприятий, предусмотренных Планом проведения года культуры, 12 не проводилось. Самыми пассивными оказались Северо-Кавказский и Уральский округа.
Не приходится говорить и об эффективности этих мероприятий. Общее количество посетителей составило более 15 млн. человек. При этом 59,3% этого количества – это посетители ежегодных культурных мероприятий. «Это говорит о том, - отметила глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, - что приуроченные к Году культуры мероприятия не смогли значительно повлиять на увеличение числа посетителей культурных событий».
Оказались пшиком и планы по развитию культуры в сельской местности. Судите сами: финансирование мероприятий по модернизации учреждений сельских поселений и обеспечения их спецтранспортом, предусмотренных Планом проведения Года культуры, составило всего 4% к уровню финансирования аналогичных мероприятий учреждений крупных городов и областных центров. Для наглядности: количество автоклубов с сельской местности возросло на 3(ТРИ!) единицы. На всю страну… Более того, в 24 из 68 регионов, которым в 2014 году были предоставлены средства на обеспечение региональных и муниципальных учреждений культуры специализированным автотранспортом (автоклубами), количество такого автотранспорта сократилось на 92 единицы, а в 15 регионах - не изменилось.
Не повезло в Год культуры и российским библиотекам. Несмотря на выделенные 129 млн рублей, число библиотек в Год культуры сократилось более чем на 340 единиц, а число читателей – на 524,4 тысяч человек. Пополнение книжных фондов уменьшилось почти на 4%. И никакой Интернет не способен заместить для посетителей библиотек эти потери - доступ к Сети для пользователей в целом по стране имели только 51,4% библиотек, при этом доступ к полнотекстовым электронным ресурсам - только 6%! А ведь на селе библиотеки - это зачастую единственный источник получения информации при подготовке рефератов, исследовательских работ, подготовке к выпускным экзаменам…
Но, может, в 2014 году получила мощный стимул к развитию и народная культура? Увы, и тут полный завал. За Год культуры число клубов и домов культуры в целом уменьшилось более чем на 1 000. Более всего пострадало село. Например, в Белгородской и Калининградской областях количество сельских клубов сократилось на 75% и 31% соответственно. Сократилось и число так называемых клубных формирований – проще говоря, кружков и творческих коллективов. Произошло это аж в 42 регионах страны. Ухудшилась и ситуация с музеями, расположенными в сельской местности – количество зданий, находящихся в аварийном состоянии, возросло с 21,9% до 35,5%.
«Такая неутешительная статистика свидетельствует о снижении в Год культуры доступности для населения услуг учреждений, работающих в этой сфере», - подчеркнула Татьяна Голикова.
Последняя надежда – дети. Которые наше «всё». Поддержку детского творчества в Минкульте понимают очень своеобразно. Иначе чем объяснить следующие показатели: в 39 регион страны произошло сокращение клубных формирований для детей до 14 лет на 2000 единиц. Причем под удар попали, в основном, коллективы и кружки в Центральной России. Прямо культурный геноцид какой-то…
Зато с кинематографом все было хорошо. Хотя и здесь не обошлось без сюрпризов. В рамках Года культуры провели 6 кинофестивалей. Потратили на это 211,4 млн. рублей. Причем больше половины получил кто? Правильно, Никита Михалков на проведение Московского международного кинофестиваля – целых 115 млн. рублей.
А вот посмотреть фильмы многим «дорогим россиянам» уже и негде. В 39 регионах уменьшилось число киноустановок (на 650 единиц), в 41 регионе - число кинозалов (на 402 единицы). И опять основной удар обрушился на село. Дело в том, что большинство киноустановок в сельских культурно-досуговых учреждениях предназначены для фильмов, снятых на пленку, в то время как все новые фильмы, в основном, цифровые. Вот такое кино получается…
Позабыл, видать, г-н Мединский заветы тов. Ленина. А зря - тот в политике и пиаре был дока. И слова умные говорил, например, такие: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк». По силе воздействия на народные массы. Но в Минкульте явно недооценивают роль сельских клубов, хотя бы в политических видах – надо же где-то на выборах агитировать. Оплошал знаток истории и министр Мединский.
Кстати, вопросы у Счетной палаты к околокинематографическим структурам появляются не впервые. В сентябре прошлого года ведомство Голиковой пристально изучила деятельность Фонда кино. Напомним, что в 2010 году Фонду были переданы функции распределения основных государственных субсидий между кинокомпаниями (ранее этим занималось Министерство культуры, выделяя до $1 млн на отдельный фильм). Фонд кино подчиняется правительству, однако бюджетные субсидии ему выделяются через Минкульт, а процесс контролирует Владимир Мединский. Так вот, неизрасходованные по непонятным причинам остатки субсидий Фонд…размещал под проценты в банках. Проще говоря, зарабатывал на дармовых бюджетных деньгах. В итоге за период 2013–2014 годов доход Фонда кино от размещения средств на этих счетах составил 303,9 млн руб. Такая, вот, небольшая прибавка к зарплатам его руководителей…
И напоследок. 2015-й год был в нашей стране Годом литературы. Его итоги Счетная палата еще не проверяла. 2016-й объявлен Годом кино. Оргкомитет по его проведение г-н Мединский возглавил лично. Вчера в Ставрополе Владимир Путин вновь призвал очистить экономику «от коррупции и кумовства всякого». Услышат ли Президента в Минкульте и столь дружественных г-ну Мединскому Российском авторском обществе и иных организациях? Во всяком случае, Счетная палата уже напряглась. Что-то будет…