Патриот должен сторониться заграничного
У разных политических сил – свои взгляды на любовь к родине
Сейчас в правительстве готовится уже четвертая по счету госпрограмма патриотического воспитания граждан на 2016–2020 годы. В документе делается упор на семейные ценности, духовное развитие подрастающего поколения и пропаганду спорта. У Госдумы, недовольной реализацией прежних программ, есть собственные наработки. Однако и чиновники, и депутаты, похоже, сошлись во мнении, что патриот должен сторониться заграничного.
Еще в майских указах 2012 года президент Владимир Путин распорядился подготовить программу патриотического воспитания граждан. Причем основное внимание уделить в ней молодежи. Соответственно и заниматься этим вопросом было поручено такому ведомству, как Росмолодежь. Там сформулировали весьма замысловато, в чем же заключается новизна очередной программы. Оказывается, в том, что в ней заложены «основы взаимодействия госструктур и гражданского общества в решении широкого спектра проблем реализации исторической миссии современного российского патриотизма в обеспечении будущего России». Кто с кем станет взаимодействовать и что это за миссия, непонятно, но это, мол, должно укрепить позиции страны на международной арене.
Для подъема в народе патриотических чувств предполагается использовать триаду «семья – религия – здоровый образ жизни». А не забывать о славном прошлом нашей страны воспитуемым должен помочь уже собранный видеоархив с более чем 20 тыс. интервью с ветеранами Великой Отечественной войны, который и ляжет в основу образовательного курса по истории.
В начале этой недели Росмолодежь уже обсудила программу с Национальной родительской ассоциацией. Представители гражданского общества предложили чиновникам ряд экзотических мер по развитию патриотизма, в том числе – игры в диск-гольф и курсы профилактики семейного неблагополучия.
В Минобрнауке, в свою очередь, сообщили, что в патриотической программе закладывается такой подход: «Высокое патриотическое сознание должно базироваться на любви к Родине, сопричастности ее судьбе, верности и служении своему Отечеству». К разработке новых форм патриотического воспитания, уверены в ведомстве, нас подталкивает современный меняющийся мир. В фундаменте этих новых форм, считают в Минобрнауке, должен лежать не «казенный патриотизм и изоляция от внешнего воздействия», а традиционные религии, общественные инициативы, деятельность военно-патриотических движений, спортивных обществ и исторических и краеведческих клубов, а также, разумеется, семья.
Эти базисные ценности, значится в проекте программы, ныне деградировали из-за потери преемственности поколений, падения культуры и пропаганды чуждых России «исторических и духовно-нравственных ценностей». Ожидается, что документ пройдет все стадии подготовки и согласований в ближайшие месяцы и вступит в силу с января 2016 года.
Впрочем, Госдума, как стало известно, сильно недовольна правительственными набросками. Депутаты утверждают, что подобного рода документы пишутся «для галочки». Поэтому-то думцам и приходится самим «вносить свои инициативы, связанные с воспитанием патриотизма». По словам главы юрслужбы КПРФ Вадима Соловьева, толку от нынешней госпрограммы никакого: «Все это делается чиновниками в кулуарах незримо для общественности и без привлечения разного рода экспертов. Делается официозно, поэтому система и не работает. Мы не видим заявленных в программе встреч ветеранов с молодыми специалистами, размещения в СМИ социальной рекламы и т.д.». Соловьев также рассказал, что он неоднократно встречался с современными «молодогвардейцами» – из молодежной организации «Единой России» – и интересовался их знаниями о настоящей «Молодой гвардии»: «Они не знают ничего! Не слышали никогда о Космодемьянской или Матросове. Не интересуются историей страны и своими предками».
Так что КПРФ сейчас готовит собственную программу развития патриотизма – в том числе и у молодежи. Идея ее разработки возникла в связи с событиями в Украине. Проблема лишь в том, считает коммунист, что четкого понятия и критериев оценки настоящего патриота нет: «В закон их не втиснешь. Это скорее моральная сторона вопроса, чем правовая». Парламентарии предлагают понимать под этим словом «активную гражданскую позицию и непосредственное участие в судьбе своей страны, например, посредством волонтерства». А еще коммунисты считают, что граждане должны проявить патриотизм отказом от импортных товаров.
Руководитель Роспатриотцентра Ксения Разуваева считает, что патриота определяет не слово, а дело: «Кто неравнодушен к происходящему в стране и вносит вклад в ее развитие – тот и патриот. Например, наличие бизнеса именно в России, а не за рубежом позволяет поднимать ее экономику». Она рассказала, что вскоре Роспатриотцентр совместно с ВЦИОМом проведут масштабную акцию, чтобы выявить уровень патриотизма в стране: «Мы соберем с жителей всех регионов письма, где они рассказывают о своем вкладе в судьбу РФ. Что сделали лично они для сохранения исторической памяти, культурного наследия. И на основании собранной фактуры проведем исследование».
Первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов сказал, что «краем уха слышал про все эти программы, но никогда в них не верил. Патриотизм – это в первую очередь любовь к своей родине. Разве это можно вдолбить гражданину насильно? Россиян должен просто устраивать их образ жизни». Образ страны, считает он, становится плохим в глазах мирового сообщества – да и ее жителей тоже – во многом из-за СМИ, «показывающих негатив и скрывающих позитивные моменты». Таким образом, у эсэров тоже есть своя программа развития патриотизма, связанная с развитием молодежных СМИ, которые рассказывали бы об успешных россиянах – спортсменах, бизнесменах и т.д.