Равнодушных приравняли к сумасшедшим
Любое психическое расстройство сможет помешать получению водительских прав
Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, согласно которому фетишистам, эксгибиционистам, вуайеристам, клептоманам, транссексуалам и педофилам ограничат доступ к вождению автомобилей. В президентском Совете по правам человека (СПЧ) инициативу уже назвали нарушением прав граждан.
С 8 января премьер запретил людям с любыми психическими отклонениями водить автомашины. Среди болезней, которые являются противопоказаниями к управлению транспортным средством, в постановлении упоминаются «расстройства личности и поведения в зрелом возрасте» из Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ). Согласно тексту действующей МКБ-10, в это число входят в том числе и расстройства сексуального поведения. В списке помимо прочего – фетишизм, вуайеризм, садомазохизм, эксгибиционизм, педофилия и другие сексуальные отклонения. Как отмечается в документе, принятие постановления направлено на реализацию госпрограммы по снижению смертности на дорогах.
Член СПЧ Елена Масюк назвала запрет этим категориям людей странным и несправедливым. По ее мнению, следует изучить мировую законодательную практику подобных ограничений и оценить, насколько обоснован запрет гражданам с такого рода отклонениями садиться за руль. Она также дала и подробную расшифровку кодов заболеваний. Например, под запрет попали люди, имеющие «патологическое влечение к азартным играм» и клептоманы. Как поможет это снизить смертность на дорогах, так и осталось не совсем понятным.
Депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Александр Кобринский пояснил, что «это классический пример нашей бессмысленной бюрократической жизни – имеется в виду Международная классификация болезней, в ней действительно есть раздел, посвященный разного рода личностным расстройствам, которые являются косвенными симптомами психического заболевания, но различить, действительно ли это какое-то психическое нездоровье, очень сложно». По его словам, «наши чиновники во все это вникать не стали, они просто дали ссылку на соответствующие коды».
Юрист пояснил, что инициатива нелепа, поскольку в документе к психическим расстройствам относятся, например, «бессердечное равнодушие к проблемам других людей», «излишнее самолюбование» (нарциссизм), «неумеренная обольстительность», а также «боязнь остаться без человека, к которому привязан». По мнению Кобринского, «на самом деле все это смешно». Психиатры работают с людьми, продолжил он, у которых уже имеется какое-то психическое заболевание и какие-то его признаки. «За рулем опасен не фетишист или транссексуал, за рулем опасен психически больной человек. Вопрос о том, кто является им – один из самых сложных вопросов психиатрии», – пояснил эксперт.
Для недопущения же их на дорогу как минимум необходимо заключение психиатра, чтобы по указанным в постановлении причинам отказать человеку в выдаче водительского удостоверения или попробовать аннулировать уже выданное. По мнению Кобринского, одним из негативных последствий постановления будет резкое сокращение обращений граждан к врачам: «У человека депрессия, надо пойти к врачу. Но он теперь будет знать, что ему это запишут, а дальше это может сказаться на его жизни – он не сможет водить машину. Разве он пойдет?»