Донбасс берут в кольцо
Ополченцы, оставившие Славянск, грозят дойти до Киева
В среду украинское правительство рассмотит план восстановления разрушенных городов Донбасса. Речь пока идет о населенных пунктах, из которых в минувшие выходные украинская армия вытеснила ополченцев. Однако бои вокруг Донецка и Луганска не прекращаются, исход противостояния не очевиден. В воскресенье на митинге в шахтерской столице один из лидеров самопровозглашенной ДНР Павел Губарев зачитал обращение командующего силами ополченцев Игоря Гиркина (Стрелкова): «Мы оставили Славянск, чтобы вернуться в Киев».
В ночь на понедельник на майдане Независимости в Киеве снова стреляли. Люди, живущие в палатках в центре города, назвали инцидент провокацией неизвестных лиц в балаклавах, которые якобы напали на палаточный городок. Атаковавших было несколько десятков.
В пиковый момент одна из групп начала стрелять. Накануне утром киевская милиция сообщила, что на майдане применялось травматическое оружие, пострадали четыре человека. Но заявлений в милицию никто не написал.
На улицах города с тревогой обсуждали, может ли инцидент быть связан с тем, что лидеры ЛНР и ДНР ранее анонсировали беспорядки в Киеве. Месяц назад никому не известные партия и общественная организация попытались провести митинги протеста против действий украинской власти и военных на востоке. Вместе с тем звучали призывы провозгласить Киевскую народную республику. Предпринималась попытка провести крестный ход в поддержку объединения украинского народа с братьями из русского мира. В тот момент милиции удалось предотвратить стычки на улицах. Ничего не произошло и 22 июня: на этот день Павел Губарев анонсировал на своей странице в соцсети вооруженное восстание в Киеве против действующей власти.
Политолог, руководитель Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос считает, что ночные события на майдане не связаны с заявлениями лидеров самопровозглашенных республик. «Думаю, это внутренние разборки между группами, остающимися в палаточном городке в центре столицы. Среда там становится все более криминальной. Нужно немедленно что-то делать, наводить порядок на майдане, иначе будет очень много проблем».
Баррикады на улицах, прилегающих к майдану, уже разобрали. Островками зимних событий остались места гибели людей: прямо на мостовой и на импровизированных постаментах стоят фотографии, к которым до сих пор приносят цветы. Фасад сожженного в феврале Дома профсоюзов затянут огромными сине-желтыми баннерами с журавлями, калиной и надписью: «Слава Украине! Героям слава!»
На противоположной стороне Крещатика до сих пор стоит незавершенный металлический каркас новогодней елки, необходимостью срочно установить которую в ночь на 30 ноября власть объяснила зверское избиение студентов и прохожих. Это, а не провал евроинтеграции, стало причиной массовых акций протеста в прошлом году. В то время каркас превратился в символ борьбы: его завесили самодельными плакатами, транспарантами, разрисовали лозунгами и украсили флажками стран ЕС. «Елка» и сейчас выполняет роль приемника для записок, оставленных народом власти. Но выглядит она, как и вся зона зимнего противостояния, весьма неэстетично.
На майдане стоят пара десятков палаток, у которых появились мини-огороды и поселились бродячие псы. Веселые женщины, хмурые мужчины в камуфляже, пьяные и бездомные сидят на остатках зимних баррикад, позируя для туристов. Те, кто зимой противостоял режиму, давно уехали домой или ушли добровольцами в Нацгвардию. «Правый сектор» был принудительно выселен в начале апреля – после выяснения отношений со стрельбой.
Киевляне ожидали, что новая городская власть наведет порядок в центре: активисты приходили к новому мэру Виталию Кличко с плакатом «Виталик, вынеси елку!».
Конкурс предложений по реконструкции майдана и прилегающих улиц уже объявлен. Мэрия ведет переговоры с лидерами живущих в палаточном городке людей, чтобы убедить их освободить центр города. На прошлой неделе руководитель исполкома самообороны майдана Даниил Клех заявил, что палаточный город переедет на территорию Киевской крепости: «Там будет закрытая территория, где мы можем действительно контролировать, кто наш, кто не наш. На майдане много дискредитирующих вещей, которые бросают тень на самооборону». Но жильцы майдана на митинге в воскресенье приняли решение не уходить. После чего произошел инцидент со стрельбой.
Социолог, руководитель фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина подтвердила, что задача киевской власти – навести порядок в центре столицы. Но опровергла предположение, что в Киеве сейчас возможно восстание против новой власти или выступления, подобные тем, с которых начались события на востоке. «Провокации возможны. Однако, судя по настроениям киевлян, они будут быстро локализованы. Масштабную дестабилизацию могли бы устроить люди в камуфляже без опознавательных знаков, но для них дорога до Киева – очень длинный путь, учитывая, насколько негативно относится к ним вся Украина».
Бекешкина пояснила, что Донецкую и Луганскую области Украины задолго до нынешнего кризиса отличала одна особенность: «Самоидентификация. В разных областях большее или меньшее число жителей идентифицировало себя с Украиной, Россией, Европой. И только жители Донбасса среди множества вариантов ответов выбирали в первую очередь региональную самоидентификацию. Около 60% людей в Донецкой и Луганской областях связывали свою жизнь не с Украиной или Россией в первую очередь, а именно с Донбассом». Социолог отметила, что в последние месяцы проводить исследования в регионе невозможно, но предположила, что на фоне ведущихся боевых действий жители Донецкой и Луганской областей уже не поддерживают ни Украину, ни Россию: «Фактически им все равно. Главное – чтобы не было войны».
Опосредованным подтверждением слов эксперта можно считать тот факт, что на митинги в Донецке и Луганске, организованные в воскресенье лидерами самопровозглашенных республик, пришли в основном ополченцы. Местные жители, опасаясь бомбардировок украинской армии, стремятся дистанцироваться. Лидеры винят в таком отношении Россию, которая не ответила на многочисленные призывы о военной помощи ЛНР и ДНР. На днях глава парламента самопровозглашенной ДНР Денис Пушилин написал в соцсети: «Нас обнадежили. Обнадежили и бросили. Красивые были слова Путина о защите русского народа. Но только слова». Он извинился за отступление ополченцев.
В то же время объявленный Украиной в розыск один из лидеров движения «Новороссия», экс-депутат Верховной Рады Олег Царев заявил о продолжении борьбы. Уход ополченцев из Славянска и других городов Донецкой области он назвал «абсолютной нравственной победой ополчения».
В Киеве заявляют, что Луганск и Донецк не будут бомбить, учитывая большое количество мирного населения. Бывший и.о. министра обороны Украины, ныне замсекретаря Совета нацбезопасности и обороны Михаил Коваль заявил, что города будут взяты в блокаду украинскими военными.
Вчера очевидцы сообщали о перестрелках и взрывах на окраинах городов, а также о пожарах, пылающих в Луганске и Донецке. Бизнесмен Ринат Ахметов, несколько месяцев назад покинувший малую родину и пребывающий в Киеве, обратился к власти: «Донбасс бомбить нельзя. Нельзя разрушать города, нельзя разрушать поселки, нельзя разрушать инфраструктуру. А самое главное – нельзя допустить того, чтобы гибли и страдали люди». Он призвал команду Порошенко разрешить кризис путем переговоров.
Контактная группа с участием представителей Украины, России и ОБСЕ, тайно встречавшаяся в Киеве в воскресенье, обнародовала итоги переговоров: все три стороны сошлись на необходимости немедленного мирного урегулирования ситуации. Но видение путей к миру, вероятно, по-прежнему не совпадает. Киев требует, чтобы ополченцы, признаваемые украинской стороной террористами, сложили оружие, освободили заложников и сдались. Лидеры самопровозглашенных республик требуют вывести из региона все украинские войска. Предлагаемая российской стороной золотая середина в виде федерализации не воспринимается ни той, ни другой сторонами противостояния. А ОБСЕ и ЕС ограничиваются призывами к миру.