Террариум единомышленников
Что общего между Pussy Riot, Березовским и Сечиным?
Казалось бы, трудно вообразить себе фигуры настолько различные, как отбывающие нынче наказание девицы из скандальной группы Pussy Riot, с одной стороны, и беглый олигарх Борис Березовский, с другой стороны, а с третьей – «серый кардинал» Кремля, по совместительству глава крупнейшей государственной компании «Роснефть» Игорь Сечин. Однако же, как утверждает пословица, «весь народ из одних ворот». Так и между означенными фигурами, при желании, можно проследить довольно странную и противоречивую, но несомненную связь.
Появившаяся 22 октября 2012 года на сайте «Роснефти» информация, касающаяся подписания окончательных соглашений с компанией ВР о приобретении 50-процентной доли в ТНК-ВР, на первый взгляд, ничем особым не примечательна. И лишь немногих внимательных наблюдателей удивил тот факт, что в качестве официального пиар-консультанта и службы по связям с общественностью нефтяная компания привлекла лондонскую фирму Bell-Pottinger, чьи реквизиты и значатся скромненько внизу странички.
Дело в том, что Bell-Pottinger давно уже известен в определенных кругах некоторой своей, скажем так, неразборчивостью в выборе заказчиков, в том числе и российских. Так, в свое время в числе ее клиентов числится как раз таки упомянутый выше Борис Березовский – именно он финансировал через эту английскую кампанию медиа-волну, направленную против действующей российской власти, которую Борис Абрамович тогда решил обвинить в заказном убийстве «диссидента» Литвиненко.
Один же из последних ярких проектов Bell-Pottinger - схожая медиа-волна в поддержку группы Pussy Riot – и, соответственно, направленная против РПЦ. Об участии в этом деле компании Bell-Pottinger рассказал «Комсомольской правде» американский политолог Уильям Данкерли. В данном случае «связисты с общественностью» обращались в крупные западные музыкальные агентства, а также непосредственно к поп-звездам уровня Пола Маккартни и Мадонны с просьбой выступить в поддержку «девочек, борющихся за свободу слова». За добрые слова в адрес устроительниц т.н. панк-молебна в Храме Христа Спасителя предлагались очень внушительные суммы – до ста тысяч евро. По некоторым данным, источником финансирования здесь снова выступил непотопляемый БАБ…
Впрочем, с Березовским, как и с пусси-девицами, все ясно: что первый, что вторые являются открытыми противниками как действующей российской власти, так и страны, государственного строя в целом. Ожидать от столь одиозных персон какой-либо разборчивости в средствах ведения медиа-войны с Россией, очевидно, не приходится.
Все ясно и с Bell-Pottinger - это обычная коммерческая структура, вполне удаленная и от политики, и от государственности, да и от моральных ценностей, видимо, тоже.
А вот российская государственная компания «Роснефть» - дело несколько иное. Даже если отвлечься от того, на какие цели тратятся деньги отечественных потребителей топлива – компании, пожалуй, стоило бы быть несколько осмотрительнее в выборе коммерческих партнеров. И уж как минимум – сторониться тех специалистов по связям с общественностью, кто с удовольствием поливает эту же общественность грязью – в лице ее легитимной власти и духовных лидеров. Странно как-то. Ведь если на медиа-рынке нынче чего-то и не хватает, то уж точно – не рекламных агентств. В том числе – и сугубо российских, с отличной репутацией… Чем же обусловлен тогда столь неосмотрительный выбор? Зачем при совершении сделки по покупке ТНК-BP понадобилась столь изощренная PR-компания с таким "уникальным опытом" работы по обелению черного?
Может быть, инициаторы сделки опасались быть неправильно понятыми обществом или государством, например? Действительно, долговая нагрузка крупнейшей российской государственной нефтяной компании почти удвоилась в результате сделки. А налоговая база осталась прежней (ТНК-BP работала и осталась работать в России). То есть мы все просто очень быстро, но хорошо задолжали! Определенно, общего между персонажами, вынесенными в заголовок гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.