Несчастливо оставаться?
Среди россиян продолжают расти эмигрантские настроения
В начале недели в Москве прошла Всемирная конференция соотечественников. Специалисты встревожены тем, что за 20 минувших лет русскоязычное население земного шара сократилось на 50 млн. человек. Серьезное влияние тут оказывают эмигранты из России, старающиеся как можно быстрее перейти на язык новой родины. Хотя Росстат оптимистично рапортует, что число эмигрантов год от года уменьшается, статистика эта опирается на «официальные», то есть далекие от жизненных реалий данные. В то же время демографы говорят, что на самом деле из страны «насовсем» уезжает как минимум вдвое больше людей, чем по официальной статистике. Эта цифра может расти и дальше: судя по социологическим опросам, настроения среди наших сограждан витают самые чемоданные.
Согласно данным Росстата, число россиян, уехавших за границу навсегда, уменьшается. Так, если в 1997 году из страны эмигрировало почти 233 тыс. человек, то в 2005 году этот показатель составил примерно 70 тыс. человек, а в 2008 – 39,5 тыс. россиян. Однако полностью легальные способы эмиграции с соблюдением всех формальностей использует небольшое число уехавших. По словам директора «Левада-Центра» Льва Гудкова, из страны на постоянное или временное жительство выезжают порядка 100 тыс. человек в год. Большинство отправляется за границу по туристической визе, благо сроки их действия становятся все дольше и все это время ищут возможность закрепиться. В разных странах такими способами может стать устройство на работу, покупка недвижимости, цены на которую куда гуманнее московских, брак с гражданином принимающей страны, открытие собственного бизнеса с регистрацией юридического лица или даже простое перечисление на свой счет в банке приемлемой суммы.
Число потенциальных эмигрантов за последние годы, напротив, растет, отмечают социологи. «Новые Известия» попросили читателей ответить, переехали бы они за границу. Оказалось, что подавляющее большинство респондентов готовы либо уехать при первом удобном случае, либо с удовольствием сделали бы это, но такая возможность отсутствует. «Ситуация, возможно, даже хуже, чем несколько лет назад. Растет поколение, которое с институтской скамьи уже мечтает или планирует эмигрировать, – пояснил заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Причем если в 90-х годах люди уезжали зачастую наобум, то теперь эмиграция стала более осмысленной, а значит, более проблемной для России».
За последние 20 лет средний эмигрант помолодел, стал более образованным. Поменялись и географические предпочтения. «Если в 90-е годы основными центрами эмиграции из России были Германия, Израиль, США, то сегодня новыми местами притяжения можно назвать Китай, Испанию, Португалию, Канаду и Финляндию, – рассказал старший научный сотрудник Института демографии Высшей школы экономики Никита Мкртчян. – Любопытно, что сильно сократилась этническая эмиграция, потому что жизнь этнических групп в стране улучшилась. Впрочем, остальные виды эмиграции усилились».
Официальные данные Росстата учитывают только тех людей, что продали квартиру и снялись с регистрационного учета. Временные эмигранты, например, дауншифтеры или карьеристы, в эту статистику не попадают. А между тем именно такие формы эмиграции сейчас наиболее распространены. В 2008 году визу D (рабочую) в страны ЕС получили 30,1 тыс. россиян, а в 2009-м – уже 32 тыс. человек.
А россиян, которые потенциально готовы погнаться за длинным евро, намного больше. «По нашим данным, 18% соискателей готовы переехать из своего города ради работы, – рассказал президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. – Из соискателей, готовых к переезду, 64% стремятся работать в странах дальнего зарубежья, а 35% согласны на работу в странах СНГ».
По словам г-на Захарова, основные причины, побуждающие «карьеристов» собирать чемоданы – желание больше зарабатывать (48%) и получить работу, соответствующую квалификации и требованиям специалиста (42%). По статистике Евросовета, больше всего шансов на это у россиян в Германии, Франции, Испании и Чехии. В Западном полушарии главными импортерами российской рабочей силы считаются США и Панама, в Азии – Китай и Индия. Г-н Захаров наиболее перспективными в плане карьеры считает страны СНГ: «Чаще всего сотрудники просто переводятся в местное представительство российской компании. В этом случае можно рассчитывать даже на повышение: как правило, московские управленцы считаются более опытными».
Интересно, что в последние годы существенно сократилась так называемая «утечка мозгов». Впрочем, эксперты связывают это не с тем, что России удалось создать лучшие условия для молодых ученых. «Все самые лучшие специалисты уехали в 90-е, а новые еще не выросли, – говорит Никита Мкртчян. – Зато увеличился поток студенческой эмиграции. Молодые люди стремятся получить образование за рубежом, проучившись два-три года, они интегрируют в среду и остаются жить и работать в другой стране». Глава комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский добавляет, что молодые российские специалисты не востребованы за рубежом из-за плачевного состояния отечественной системы образования. «Специалисты из Азии готовы работать на том же уровне, если не лучше, и за меньшие деньги, – пояснил эксперт. – Современные эмигранты – это утечка скорее физических, а не интеллектуальных ресурсов».
Америкэн бой, уеду с тобой
Бизнес-мотивация среди эмигрантов довольно распространена, но не является определяющей. Многие россияне за рубежом рассчитывают не построить карьеру, а устроить личную жизнь. «Если раньше женщины уезжали за рубеж, чтобы физически выжить, в приоритете было финансовое благополучие мужа, то теперь эмигрируют за свободой, образованием и хорошими отношениями, – пояснила старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская. – Мотивация союза четко видна на разводе. Если интерес был чисто меркантильным, то женщины готовы оставить детей отцу, лишь бы урвать свой куш. Это настоящий позор для нас, потому что россиянки вообще-то неплохие мамы».
По результатам опроса, проведенного Институтом социально-политических исследований РАН, самый распространенный ответ эмигранток о причинах отъезда: «Не могу найти нормального мужа в России». «Брачный рынок в России бедный, его выравнивают только мигранты, – подтверждает Ольга Маховская. – Но россиянки не видят себя в браке с выходцами из стран ближнего зарубежья: сейчас наши женщины часто образованны, активны, хорошо выглядят. Мезальянс перспективен, когда уровень выше занимает мужчина: женщина готова развиваться и не видит ничего плохого в том, чтобы догонять супруга. Даже если женщина никуда не уезжает, иностранец для нее будет привлекательнее соотечественника».
На международной ярмарке невест тоже можно отметить несколько тенденций. «Раньше россиянки выезжали в ближние европейские страны, с развитием Интернета наладился «брачный обмен» с США и Канадой, которые сейчас являются лидерами по числу женихов-иностранцев, – продолжает Ольга Маховская. – В последние годы появилась мода на мусульманских женихов из Египта и Турции, которые наступают американским «коллегам» на пятки. Мужчины из стран-курортов более мотивированы к браку за счет низкого социально-экономического статуса. Это крестьянка, как правило, склонна влюбляться в барина, наоборот бывает крайне редко. Кроме того, турки и египтяне нам более понятны по менталитету, они часто говорят по-русски. Популярны женихи из Китая, непьющие и работящие». А вот с европейцами у россиянок в последнее время отношения стали хуже. «Усугубились культурные различия, – комментирует г-жа Маховская. – Национальная гордость у россиянок растет, как на дрожжах, у них появляется больше претензий, они становятся амбициозными, а, значит, и более конфликтными».
Ничего личного, только бизнес
По мнению социолога Льва Гудкова, в ближайшее время стоит ожидать усиления оттока некоторых групп населения, прежде всего представителей «среднего класса». На его взгляд, главная причина – оглашение Владимиром Путиным своего намерения вновь баллотироваться в президенты. Впрочем, многие эксперты считают, что политические мотивы способствуют эмиграции лишь косвенно. «Даже все наши оппозиционеры в большинстве своем остаются в России и работают тут», – говорит Алексей Макаркин. Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий считает, что эмиграция начинается только при демонтаже социально-экономических институтов, а этот процесс идет не только в России, но и во всем мире. «У тебя горит дом, и он сгорел на 80%, а соседний дом тоже горит, но сгорел на 60%, и ты переселяешься в него», – приводит параллель эксперт.
Большинство отъездов из России связаны с общей нестабильностью, с одной стороны. и застоем – с другой. «Уезжают люди, которые не могут сделать карьеру, когда хорошие места занимаются по знакомству, из-за коррупции, из-за невозможности открыть и спокойно вести свой бизнес», – говорит г-н Макаркин. Старший экономист компании «Неокон» Олег Григорьев отмечает, что в последнее время стали чаще проводиться консультации бизнесменов на тему возможной эмиграции. «В регионах растет давление на бизнес, работать становится все сложнее, играет свою роль отсутствие перспектив».
По словам Льва Гудкова, среди основных причин, побуждающих россиян покидать страну, – давление властей, зависимые суды, низкое качество социальных институтов, что дает человеку ощущение несвободы, незащищенности и уязвимости. «Отсутствие твердой почвы под ногами, постоянное напряжение из-за страха сказываются на эмоциональном состоянии людей, побуждая их искать тихое стабильное место», – полагает социальный психолог Наталья Варская. При этом эмигранты могут достичь счастья с большей вероятностью, чем те, кто не двигается с места. «Те, кто уедет на время, вернутся с ощущением того, что они победили, и в глазах остальных это так и будет выглядеть, – пояснил заведующий отделением научного центра психологического здоровья РАМН Сергей Ениколопов. – Те, кто останется за границей навсегда, скажут, что сделали правильный выбор, даже если не смогут найти своего истинного призвания».