На расстоянии здоровья от СИЗО
Президент смягчает УПК для тяжелобольных подозреваемых или обвиняемых
Нельзя содержать под арестом тех подозреваемых или обвиняемых, которые страдают тяжкими заболеваниями. Такой законопроект внес в Госдуму Дмитрий Медведев. Депутаты с одобрением восприняли очередную инициативу президента по гуманизации уголовного законодательства. Но на практике, как считают правозащитники, инициатива будет реализована не раньше, чем правительство утвердит "широкий список заболеваний", при которых арест станет невозможным.
Дмитрий Медведев предлагает поправить ст. 110 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) и ст. 24 закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", поскольку все, кого содержат в следственных изоляторах, имеют конституционное право на охрану жизни и здоровья. Но на практике это право пока что плохо гарантировано. Поэтому в 2008 году в российских СИЗО умерли от различных заболеваний 276 арестантов, в 2009 году — 233. И все они были лишь подозреваемыми, их вина не была установлена судом. При этом ст. 99 УПК предписывает, что при выборе меры пресечения следует учитывать и "состояние здоровья" подозреваемого. А ст. 110 допускает отмену меры пресечения (в том числе заключение под стражу) или же ее замену более мягкой (строгой), если к тому имеются основания. Но "состояние здоровья" среди этих оснований не содержится.
Этот пробел и решил восполнить президент, предложив включить в ст. 110 новую часть, которая разрешает отменять "заключение под стражу", если у подозреваемого (обвиняемого) обнаружится "тяжелое заболевание, удостоверенное медицинским заключением". Как только поправка обретет юридическую силу, "можно применять домашний арест, залог, подписку о невыезде" — словом, "любую иную меру пресечения, кроме содержания под стражей в СИЗО", пояснил зампред думского комитета по гражданскому законодательству Владимир Груздев. Он одобряет президентскую инициативу, но подозревает, что потребуются "титанические усилия для того, чтобы правоохранительная и судебная система начали по-человечески относиться к людям".
А для этого, как сообщил председатель общественной наблюдательной комиссии в местах лишения свободы Москвы Валерий Борщов, потребуется, чтобы "правительство утвердило список заболеваний, на основании которых нельзя было бы помещать людей в СИЗО". Дмитрий Медведев вчера уже дал соответствующее поручение правительству. Но господин Борщов опасается, что правительство "просто продублирует" тот список заболеваний, который касается заключенных, отбывающих наказание по решению суда. Этот список, по его словам, правозащитники обнаружили, когда занялись расследованием обстоятельств смерти в СИЗО юриста Сергея Магнитского в ноябре прошлого года. Вернее, они обнаружили, что оказаться на свободе из-за болезни в РФ вправе только заключенные (преступники), а для тех, кто подозревается в совершении преступлений, списка нет. Господин Борщов и опасается, что правительство предусмотрит для подозреваемых тот же перечень из 45 заболеваний, который предназначен для заключенных. А это, уточняет он, "ВИЧ-инфекции на терминальной стадии, туберкулез, рак четвертой степени" и другие: "уже неизлечимые болезни, при которых заключенного выпускают на свободу фактически умирать". Поэтому для обитателей СИЗО "требуется очень широкий список заболеваний", на основании которых можно отменять арест. Ведь "болезнь человека может быть и нетяжелой, но в условиях СИЗО она может обостриться и привести к смерти".