Гастрольный час
Российских курортников сегодня развлекают уже не столичные звезды, а предприимчивые местные лицедеи
В разгаре курортный сезон. Он примечателен тем, что гастролирующие по Черноморскому побережью звезды эстрады оказались заметно стеснены конкурентами. Причем не только эстрадными, но и представителями других поп-культур – начиная от шоу ростовых кукол до костюмированных аттракционов, зверинцев, музеев восковых фигур, выставок камней, ярмарок народных промыслов и т.п. Конкуренция стала столь велика, что «свеженьким» туристам билеты навязывают уже на вокзале. Как ни странно, многие попадаются на эту удочку жуткого ширпотреба.
«Бабушки надвое сказали»
Под жарким сочинским солнцем деньги делаются буквально на всем, что поет, пляшет или разговаривает голосами известных политиков. Пожилая работница Зимнего театра в Сочи сказала: «Раньше у нас, конечно, спокойнее было. Никакой конкуренции. Успехом пользовались только знаменитые эстрадники, цыгане и лилипуты». Теперь место цыган пытаются занять весьма сомнительные лицедеи вроде шоу двойников. Ранее мы не раз сообщали о гастролях на побережье многочисленных Сердючек, Куклачевых и Песковых. Сегодня вроде бы волна двойников сошла. Например, в администрации Зимнего театра сообщили, что «теперь поставлен прочный заслон, защищающий туристов от подделок. Так что на удочку мошенников никто не попадется». Однако несколько дней назад на сочинских сайтах появилась информация о том, что в середине июля в Зимнем театре состоится концерт дуэта «Старые русские бабки». В афишах размещена фотография легендарного дуэта Владимира Тонкова и Бориса Владимирова: некие устроители приглашают публику на концерт Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны, которые, как написано в аннотации, «воплотили в себе все «закоулки» русской души и готовы порадовать гостей и жителей города Сочи своими шутками». Однако, как именно Авдотья Никитична и Вероника Маврикиевна будут радовать публику, не сообщается, но представить это трудно, поскольку два этих замечательных артиста давно ушли из жизни, а дуэт их распался на заре перестройки. То ли расчет сделан на зрителей, которые об этом не знают, то ли устроители допустили досадную ошибку, перепутав с «Новыми русскими бабками»… Ответ на этот вопрос так и не удалось получить ни в администрации театра, ни в кассе.
Продюсеры часто говорят о телевизионной раскрутке, которая, дескать, позволит новоиспеченной звезде бесшабашно колесить по России, набивая карманы деньгами. Однако, судя по курортным условиям, особенной раскрутки и не требуется. Вполне достаточно редкого мелькания в телевизоре.
Имя Владимира Ордина широкой публике ни о чем не говорит. Да и концертная программа у него не такая уж выдающаяся (выступает один, управляя множеством марионеток). Возможно, что на гастролях он потерпел бы полное фиаско, если бы однажды не засветился в программах «Аншлаг» и «Кривое зеркало». Сегодня, чтобы продать билеты на его самобытное шоу, организаторы концерта включают возле афиши DVD-плеер с записями выступлений. Приманка действует эффективно: публика оборачивается, не понимая, почему на улице раздается безудержный аншлаговский смех. Оказывается, что на экране в этот момент резвится марионетка Шуфутинского с кружкой пива в руках и под звуки песни «За милых дам». Чтобы воочию увидеть такие «оригинальные номера», которые и бесплатно не станешь смотреть по телевизору, публика не жалеет 400 рублей за билет.
Доверчивая обезьяна
Товарищ Дынин (начальник лагеря из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен») в одном из эпизодов репетировал парад-карнавал: «Товарищи маски, поздравляю вас с родительским днем», – говорил он на солнцепеке пионервожатым, переодетым в новогодние костюмы. Репетицию такого же родительского дня напоминает адлерский пляж до обеда. Спотыкаясь о надувные матрацы, перешагивая через тела разной степени прожарки, по пляжу ходит колоритная женщина, которая кричит в мегафон, что только сегодня в санатории «Южное взморье» – единственное представление театра ростовых кукол. Вслед за ней уныло бредут люди-пауки, драконы, Синдбады-мореходы нечеловеческих размеров и прочая сказочная живность. «В таком костюме достаточно двадцати минут, чтобы получить тепловой удар», – поделилась врач-терапевт из Новосибирска, однако беседу нашу вновь прервал крик из мегафона: «Не упустите случая видеть живую Бабу-ягу. Только один день!» – подчеркивает предводительница ростовых кукол. На следующий день картина повторяется, разве что меняется адрес санатория. «На побережье нас забрасывают в мае, и пашем до сентября, – говорит Павел Гусев, студент Краснодарского художественного училища. – Работаем по нескольку смен: неделю в Адлере, неделю в Сочи, неделю в Лазаревском и так далее. Но поскольку театры ростовых кукол расплодились по всему побережью, конкуренции избежать очень трудно. Бывает, что в одном городе сразу два коллектива выступают. Говорят, наши администраторы теряют на этом деньги – но я точно не знаю, нам, артистам, в любом случае копейки достаются, труд-то не такой уж квалифицированный. В основном молодежь работает».
Особой радости театр ростовых кукол не доставляет и молодому макаку Егору, которого водят по пляжу фотографироваться. Это пример, когда один вид бизнеса явно мешает другому. Хозяин Егора под шум прибоя долго уговаривал одну из отдыхающих сняться вместе с обезьяной (главным аргументом было то, что обезьяна дрессирована и смирно сидит на руках), но едва Егора усадили на руки и попросили улыбаться, он, перепрыгивая через отдыхающих, рванул через весь пляж, забился в дыре. Час спустя фотограф появился снова с Егором на поводке. Оказалось, что умная обезьяна повидала многое в своей жизни, сиживала на руках у пьяниц и хулиганов, но единственное, чего боится, – так это ростовых кукол, бродящих по пляжу…
Кто это там поет?
К вечеру морская набережная превращается в огромную ярмарку, усыпанную ширпотребом. Но помимо кружек и тарелок (с изображением, видимо, главных туристов Сочи – Путина и Медведева), здесь устраивают аттракцион, который в прежние годы собирал деньги только в Петербурге. На фоне отремонтированной к грядущей Олимпиаде набережной отдыхающим предлагают сфотографироваться в исторических костюмах царского времени. Правда, эти наряды настолько безвкусно сшиты, что напоминают скорее одежду из пьесы «На дне», чем дворянский костюм XIX века. Да и смешно фотографироваться на фоне торчащих отовсюду башенных кранов и металлопластиковых конструкций.
Сегодня одни только набережные Черноморского побережья приносят городским администрациям доход, о котором прежде никто и мечтать не мог. «Работает» каждый квадратный метр тротуара, и на нем уже совершенно точно не осталось места для простого человека. На днях СМИ облетела новость: в Геленджике милиция, увидев, что на набережной поет пожилой человек, потребовала, чтобы тот представил документ, разрешающий пение. Документа, разумеется, не оказалось. Чиновники из городского Управления культуры, искусства и кинематографии заявили, что любому желающему спеть на набережной нужно сначала написать заявление на имя мэра Геленджика Виктора Хрестина, приложить к нему копию диплома об образовании и диск с репертуаром. Лишь после этого Хрестин решит, имеет ли право человек нарушать своим творчеством шум прибоя. В подтверждение своей правоты чиновники ссылались на городское постановлении о гастрольно-концертной деятельности. Их не смутило и то, что подобные препоны нарушают 44-ю статью Конституции России, где за каждым гражданином страны признается право на художественное творчество.
Благодаря журналистам новость получила широкую огласку и после специальной проверки, устроенной прокуратурой, выяснилось, что никакого постановления о гастрольно-концертной деятельности на самом деле не существует и городская власть не имеет права запрещать петь на набережной ни пенсионерам, ни студентам, ни домохозяйкам. Но, учитывая, что через каждые несколько метров здесь в коммерческих кафе есть караоке, власти не очень заинтересованы в добровольной самодеятельности.
Еще один насос по выкачке денег из курорта – бесконечные выставки восковых фигур, которые располагаются в зданиях, примыкающих к пляжу. Вход туда не запрещен ни в плавках, ни купальниках. Искупался и, не отходя от пляжа, посмотрел на Брежнева. Однако на адлерской набережной (у входа в зал в восковых фигур) для рекламы выставили не политиков, а Лолу Феррари – женщину с самым большим в мире силиконовым бюстом. Вход на выставку 180 рублей. Но и без выставки сняться с грудастой дивой можно за 20 рублей. Откровенная безвкусица и пошлость многим почему-то нравится: чтобы сфотографироваться, публика выстраивается в очередь. Корреспондент «Новых известий» стал очевидцем того, как шустрая пенсионерка подвела внука лет девяти под самый бюст Феррари: «Поддерживай ей груди снизу, как атлант». Мальчик краснеет, но позирует. «Ребенку-то это зачем?» – удивился кто-то в толпе. «А вам какое дело, идите куда шли», – обрывает пенсионерка и уверенно делает кадр.