Город военно-морской свары
Екатерина II и гетман Сагайдачный поделили Севастополь
В выходные в Крыму отмечали 225-летие основания Севастополя. Праздник вызвал новый шквал споров на тему исторической принадлежности города и устремлений Украины в НАТО. Полемика велась на самом высоком уровне: украинский премьер Юлия Тимошенко назвала Севастополь "городом украинских моряков", а вице-премьер РФ Сергей Иванов — "нашим городом". В конце концов, на "спорной" территории были открыты два монумента — императрице Екатерине II и украинскому гетману Петру Сагайдачному, прославившемуся походом на Москву.
Нынешний юбилей Севастополя наверняка пополнит рейтинг самых скандальных праздников в истории города. В последнее время любая отмечаемая здесь историческая дата неизменно сопровождается противостоянием между местными пророссийскими организациями и украинскими патриотическими объединениями, а также политической перебранкой Москвы и Киева. К примеру, по итогам недавнего празднования 225-летия Черноморского флота РФ мэр Москвы Юрий Лужков был объявлен на Украине персоной нон грата за то, что в разгар праздника предложил поставить вопрос о возвращении Севастополя России.
На сей раз первый инцидент случился за сутки до старта праздничных мероприятий на набережной адмирала Корнилова. В пятницу представители пропрезидентской партии "Наша Украина" решили установить на набережной мемориальную доску, посвященную поднятию украинских флагов на кораблях Черноморского флота России в 1918 году (речь идет о приказе тогдашнего командующего флотом контр-адмирала Михаила Саблина поднять на кораблях желто-голубые флаги в надежде спасти суда от захвата немцами). Однако против мемориальной доски взбунтовались несколько депутатов севастопольского горсовета. Они явились на пристань, забросали доску яйцами, а затем сорвали ее и вышвырнули в море. При этом цветами, возложенными к памятному знаку, депутаты демонстративно подмели яичную скорлупу. Примечательно, что наблюдавшие за всем этим милиционеры не стали мешать парламентариям.
Суббота и воскресенье были ознаменованы войной заявлений между Москвой и Киевом. Россию на этот раз представлял вице-премьер Сергей Иванов, возглавлявший делегацию россиян, прибывших в Севастополь, чтобы поучаствовать в юбилее города "русской славы". Господину Иванову пришлось вступить в заочную полемику сразу с двумя руководителями Украины: президентом Виктором Ющенко и премьером Юлией Тимошенко, которые из Киева направили горожанам письменные поздравления. Господин Ющенко, известный своей религиозностью, в послании назвал Севастополь "святым местом для каждого из нас", особо подчеркнув, что защитники города в годы второй мировой войны "создали его неповторимый образ в общеукраинской летописи". Президенту вторила Юлия Тимошенко, выразившая уверенность в том, что "нынешние поколения будут гордиться городом вековой морской славы, городом украинских моряков".
Сергей Иванов также отдал должное героическому прошлому Севастополя, но при этом говорил так, словно город никогда не выходил из состава России. "Я хотел бы от всей души и сердца поздравить от имени правительства РФ всех севастопольцев со славным юбилеем — 225-летием нашего города-героя,— заявил вице-премьер, напирая на слово "нашего". — Это наш город, потому что вся история Севастополя неразрывно связана с историей и жизнью людей, проживавших здесь со дня его основания, и никогда здесь не делили людей по национальностям. Во все времена здесь стоял флот для защиты южных рубежей нашего отечества, сейчас — южных рубежей России и Украины".
Затем господин Иванов высказался по самой острой проблеме в российско-украинских отношениях — намерению властей Украины сделать страну членом НАТО. "Я уверен или почти уверен, что в случае возможного вступления Украины в НАТО будет введен визовый режим. НАТО заставит Украину ввести визовый режим. Это коснется миллионов и даже десятков миллионов людей на территории России и Украины, чьи связи будут затруднены",— заявил вице-премьер, впервые официально подняв вопрос введения визового режима (о том, что такой вариант прорабатывается в МИД РФ "Ъ" писал еще 5 июня). При этом он в красках расписал возможные последствия такого шага. Так, по словам господина Иванова, с введением виз между РФ и Украиной сильно сократится поток российских туристов на крымские курорты. "В то же время я сильно сомневаюсь, что на пляжи Крыма хлынут потоки американских, английских и немецких туристов",— заключил Сергей Иванов. Еще он предсказал разрыв связей в области военно-промышленного комплекса и в сфере торговли, а также заверил, что Россия обязательно примет ответные меры, как только Украина окажется в НАТО.
Выступление Сергея Иванова возмутило МИД Украины. "Связывать НАТО и условия поездок граждан или введение визовых условий как минимум непрофессионально. Это абсолютно не связанные вещи. НАТО не имеет ничего общего с вопросом виз",— отрезал глава пресс-службы МИДа Василий Кирилич. Вчера в спор вступила администрация президента Ющенко, чья пресс-служба распространила в СМИ выдержки из последнего интервью главы государства французской газете La Croix. В нем Виктор Ющенко назвал евроатлантическую интеграцию своей страны "компетенцией национального суверенитета". При этом он особо подчеркнул, что Черноморский флот РФ все же будет вынужден покинуть Крым: "Наше соглашение предусматривает российское присутствие в Севастополе до 2017 года. Мы будем придерживаться наших обязательств. Но я уже говорил: конституция Украины запрещает пребывание иностранных военных баз на нашей территории".
Скандальную картину праздничных дней довершила почти детективная история с установлением в Севастополе памятников украинскому гетману Петру Сагайдачному и российской императрице Екатерине II. Городская администрация несколько месяцев назад анонсировала, что в день города в Севастополе появится монумент гетману Сагайдачному, прославившемуся не только борьбой с турками, но и совместным с поляками походом на Москву в 1618 году. Многочисленные пророссийские организации со своей стороны пообещали этому помешать. Городским властям пришлось пойти на тактическую хитрость. Объявив, что памятник будет открыт в десять утра в субботу, они провели блиццеремонию его открытия в бухте Омега на пару часов раньше. Так что когда в бухту подтянулись радикально настроенные пророссийские активисты, гетман Сагайдачный твердо стоял на ногах под охраной кордона милиции.
С Екатериной II вышло наоборот. Появления в Севастополе памятника российской императрице не хотели уже городские власти, причем севастопольский хозяйственный суд даже выносил на этот счет отдельное постановление. Борьба шла до последнего дня, причем все это время у памятника, смонтированного в самом центре города напротив Дома офицеров, дежурили казачьи патрули. Компромисс был найден в ночь на воскресенье, и вчера утром монумент был открыт в присутствии нескольких сотен человек, исполнивших по этому случаю песню "Здесь земля царицы Кати и Суворова".