АвтоВАЗ устоял
Забастовщики не смогли остановить конвейер
Несколько сотен рабочих АвтоВАЗа, входящих в независимый профсоюз «Единство», выполнили свою угрозу и провели вчера забастовку с требованием повысить зарплату. Правда, остановить главный конвейер им не удалось — к нему приставили штрейкбрехеров. Администрация предприятия ищет основания для увольнения активистов профсоюза. Эксперты предпочитают оценивать убытки, нанесенные забастовкой, скорее в имиджевом ключе, чем в экономическом.
Вчера с АвтоВАЗа поступали противоречивые сведения. Администрация предприятия утверждала, что главный конвейер не остановлен и работает в штатном режиме. Независимый профсоюз «Единство» настаивает на ином сценарии. Забастовка все-таки началась (в 11 часов по московскому времени), и в ней принимает участие несколько сотен человек. «Мы решили закончить забастовку к четырем часам дня, — пояснил вчера РБК daily заводской юрист Леонид Толмачев. — Это была предупредительная забастовка». По его словам, профсоюз «Единство» ожидает сейчас реакции руководства завода.
Глава официального заводского профсоюза «Автосельхозмаш» Николай Карагин не исключает, что забастовщики могут быть уволены. Профсоюзный лидер убежден, что забастовка была спланированной акцией неких сил, которые хотят дестабилизировать обстановку на заводе. По мнению самарских аналитиков, дестабилизация на заводе могла быть спровоцирована некоторыми топ-менеджерами. «Не исключен кадровый подтекст стачки, поскольку идет чистка АвтоВАЗа от старых топ-менеджеров. Плюс слух о большом сокращении в рядах специалистов и руководителей среднего звена, не исключено, что это их акция», — предполагает в интервью местным СМИ профессор кафедры социологии и политологии Самарского госуниверситета Евгений Молевич. Другой самарский политолог, Андрей Перла, настаивает на политической подоплеке событий (напомним, такой же версии придерживается и менеджмент предприятия). Эксперт полагает, что оппозиции, строящей избирательную кампанию на критике «Единой России», на руку конфликт рабочих и администрации.
Вчера это предположение нашло немедленное подтверждение. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что рабочие имеют право на забастовку, их требования законны. Тем более, уточнил вождь, что повысить зарплату рабочим обещали определенные «политические силы» (намек на «Единую Россию», в предвыборных лозунгах которой действительно было такое обещание).
Политсовет Союза правых сил также не остался в стороне от конфликта в Тольятти. «Экономическая забастовка рабочих автозавода в Тольятти знаменует собой начало нового этапа политической борьбы в России. Требуя повышения заработной платы, рабочие, по существу, выступают против демагогии и лжи «Единой России», обещавшей на выборах повышение зарплаты», — говорится в заявлении политсовета.
Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев, комментируя ситуацию на Волжском автозаводе, прямо указывает на политические партии, заинтересованные в забастовочном движении. «Это «Справедливая Россия» и «Другая Россия», — пояснил депутат РБК daily. — Они борются за влияние на всякого рода мелкие профсоюзы, не могут никак поделить их между собой».
В свою очередь экономисты считают, что забастовка не нанесла большого ущерба предприятию. Если ежедневный ущерб от простоя на российском Ford во Всеволожске оценивается в 5 млн долл., то пятичасовой сбой на конвейере АвтоВАЗа явно не подорвет позиции предприятия. К тому же больших очередей на вазовскую продукцию не наблюдается. «Другое дело, что негативный имидж АвтоВАЗа после забастовки еще больше усилится», — поясняет управляющий директор AG Capital Александр Агибалов.