Третий карабахский президент
Лидером непризнанной республики может стать чекист
Нагорный Карабах (НКР) в четверг избирал третьего после провозглашения независимости президента. 91 166 карабахцам на 276 избирательных участках в самой республике и одном – в Ереване предстояло выбирать между пятью кандидатами: лектором Ваней Аванесяном, депутатом парламента НКР Арменом Абгаряном, лидером местной Компартии Грантом Мелкумяном, замминистра иностранных дел Масисом Маиляном и бывшим главой Службы национальной безопасности Бако Саакяном.
Именно двое последних – Маилян и Саакян являлись фаворитами кампании. Уловить серьезные различия в их предвыборных платформах, равно как и в трех других, практически невозможно. Все кандидаты обещали добиваться признания Карабаха, создать рабочие места, повысить выплаты, облегчить условия бизнеса и т.д. Словом, вслед за первым пунктом, который у всех кандидатов был первым, шел стандартный набор посулов, которым потчуют электорат перед выборами политики всего мира.
В четверг к полудню, согласно Конституции НКР, выборы были состоявшимися – гражданский долг выполнило 25% избирателей, включая уходящего президента Аркадия Гукасяна и всех возможных его сменщиков. Послевыборные речи кандидатов содержали более нестандартные обращения к соотечественникам. Так, депутат Армен Абгарян выразил надежду, что эти выборы станут последними в НКР. «Одной нации нужен один президент... Когда я стану главой Карабаха, то упраздню институт президента и Нагорный Карабах станет одной из областей Армении», – заявил он. Экс-гебист Бако Саакян в случае победы пообещал не преследовать конкурентов и выразил надежду на то, что решение проблемы Косово станет прецедентом. Профессор Ваня Аванесян, заметив, что народ сделал правильный выбор, сообщил, что образованность позволяет ему выступать на уровне президента США – самовосхваление, к слову, вышло сомнительным, поскольку хозяин Белого дома не раз «изумлял» мир и ораторским талантом, и эрудицией. При всем этом кандидаты в президенты Карабаха трезво оценивают ситуацию и надежды на то, что выборы будут признаны международным сообществом, не лелеют.
О незаконности мероприятия в неподконтрольной автономии в крайне жестких интонациях накануне заявил официальный Баку. Вслед за ним – Анкара, на заявление которой Ереван ответил не менее острым выпадом. И, наконец, генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис: «СЕ не признает выборы».
«Если международное сообщество не признает электоральные процессы в нашей республике, то пусть предложит альтернативу... НКР проводит выборы для своего народа, а не для мира», – парировал Аркадий Гукасян. Опустив бюллетень в избирательную урну, он сообщил, что покидает пост президента с чувством исполненного долга, но не уходит из политики, и намерен себя посвятить общественно-политической деятельности, помогая новому главе НКР.
«То, что выборы не будут признаны, не является неожиданностью, и вряд ли они отразятся на процессе урегулирования конфликта. Главное в произошедшем то, что Гукасян не предпринял попытки продлить полномочия и следовал Конституции НКР, чем подтвердил приверженность республики к демократическим нормам», – заявил руководитель ереванского Центра глобализации Степан Григорян.
Председатель ЦИК Нагорного Карабаха Сергей Насибян сообщил журналистам, что получил несколько жалоб от избирательного штаба Масиса Маиляна. Эти жалобы, очевидно, можно считать неким подтверждением данных неформальных экзит-полов – побеждает Бако Саакян.
«Не все ясно, возможен второй тур. По форме выборы прошли нормально, но был задействован административный ресурс. Все девять наших жалоб касаются этого», – сообщил представитель штаба Масиса Маиляна, депутат Гегам Багдасарян.
Впрочем, если надежды на второй тур связаны именно с протестами, то они призрачны – ни прибывшие из России и Украины, ни армянские наблюдатели нарушений не зафиксировали. Так, председатель комиссии Национального собрания (парламента) Армении по внешним сношениям Армен Рустамян сообщил, что в четверг побывал в 10 районах, и даже в дальних селах избиркомы работали четко по регламенту. «НКР избрала третьего президента. Это говорит о том, что независимо от чьего-либо желания, республика состоялась как государство», – сказал он.
На момент подписания номера в печать ЦИК еще не приступил к подсчету голосов. Но в народе говорят, что победил Бако Саакян. Народ все знает.