Красная мечеть ждет большой крови
Исламисты отвечают президенту покушением на его жизнь
Президент Пакистана Первез Мушарраф в субботу подтвердил готовность штурмовать Красную мечеть в Исламабаде в случае отказа засевших в ней боевиков сложить оружие. Решительное заявление пакистанского лидера прозвучало вскоре после предпринятого исламистами неудачного покушения на его жизнь. Вчера силы безопасности провели подготовку к штурму, пробив в стенах мечети несколько дыр, но отступив под огнем боевиков.
Первое публичное заявление президента Мушаррафа по поводу ситуации вокруг Красной мечети сняло сохранявшиеся до конца прошлой недели сомнения в том, что для разрешения кризиса в случае необходимости пакистанский лидер пойдет на крайние меры. "Те, кто находится внутри Лал Масджид, должны сдаться, в противном случае они будут убиты",-- заявил господин Мушарраф журналистам на шестой день противостояния с исламскими боевиками в самом центре пакистанской столицы.
Последним свидетельством того, что поединок властей с исламистами развивается по принципу "кто кого", стал обстрел президентского самолета в минувшую пятницу на базе пакистанских ВВС Чаклала близ города Равалпинди. Огонь по взлетной полосе был открыт из близлежащего населенного пункта в тот самый момент, когда президентский борт выруливал на полосу. По счастливой случайности никто, включая самого Первеза Мушаррафа, не пострадал. Хотя формальных доказательств связи между осадой Красной мечети и покушением на президента нет, наблюдатели в Исламабаде считают обстрел ответом исламистов на действия властей, взявших цитадель радикального ислама в стальное кольцо. Напомним, что это уже по меньшей мере четвертое покушение на жизнь Первеза Мушаррафа, предпринятое после его решения вступить в 2001 году в глобальную антитеррористическую коалицию во главе с США и начать войну с действующей на территории страны "Аль-Каидой" и местными исламистами.
Учитывая, что исход кризиса вокруг Красной мечети может во многом предопределить его будущее, президент Мушарраф хочет выйти из него победителем, причем с минимальными людскими потерями и политическими издержками. Однако сделать это будет весьма непросто. В ночь с субботы на воскресенье у стен мечети, к которым стянуты тысячи бойцов спецназа и бронетехника, не утихали стрельба и взрывы, звуки которых не могли заглушить обрушившийся на город ночью ураган и сильнейший муссонный ливень. Ночью силы безопасности, по сути, провели генеральную репетицию штурма мечети, взорвав стены цитадели в нескольких местах. Как разъяснили представители сил безопасности, сквозь бреши в стене было решено эвакуировать находящихся на территории мечети несколько сот исламских студентов, оказавшихся в роли заложников в руках вооруженных исламистов. Однако вывести заложников в образовавшиеся в стене проемы не удалось: бойцам элитного спецподразделения "Группа спецслужб", которым во время службы в армии командовал сам Первез Мушарраф, пришлось отступить под шквальным огнем исламистов. В ходе ночной операции погиб один из руководителей спецназа, полковник Тарик Ислам, получивший несколько пулевых ранений и скончавшийся в госпитале. Еще трое спецназовцев были ранены.
В сложившейся ситуации шансы решить конфликт без проведения штурма выглядят минимальными. Ключевое условие запертых в мечети боевиков во главе с мятежным богословом Абдул Рашидом Кази, требующих оставить их на свободе в случае сдачи оружия, власти отвергают.