НАТО по-русски
Россия пытается превратить ОДКБ в универсальный военно-политический союз
Вчера генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа рассказал об итогах работы этой международной организации за прошлый год. В условиях, когда отношения России со многими странами СНГ и западными государствами год от года ухудшаются, ОДКБ может стать важным инструментом сохранения политического влияния России на немногих оставшихся союзников на постсоветском пространстве.
Впрочем, сделать это будет непросто. Сейчас в организацию входят Армения, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и Белоруссия. Отношения с Белоруссией в последние месяцы резко обострились, Казахстан давно проводит многовекторную независимую от России политику, интересы Армении тоже не замыкаются на партнерстве с Москвой, Киргизия переживает сложный период становления новой власти.
Г-н Бордюжа выделил три основных события минувшего года в жизни организации. Во-первых, восстановление членства в ОДКБ Узбекистана, вернувшегося туда вскоре после одобрения Россией жесткого подавления узбекскими властями беспорядков в Андижане в мае 2005 года. Во-вторых, выработана декларация о направлениях дальнейшего развития организации. Главным остался принцип, сформулированный президентом России, - переход ОДКБ из категории военно-политического блока в универсальную международную организацию безопасности, способную реагировать на все категории вызовов и угроз. То есть, по сути, в некий аналог НАТО внутри СНГ. Третье событие - создание Межпарламентской ассамблеи ОДКБ, которая позволит использовать парламентскую составляющую при решении задач организации - гармонизировать законодательство стран-членов, обеспечить безопасность государств-участников политическими методами.
Впервые за годы существования организации заработал механизм координации внешнеполитической деятельности государств, входящих в ОДКБ. Внешне это выглядит так: государства стали чаще выступать с согласованными заявлениями и обращениями в международных организациях, таких как ООН и ОБСЕ. Активнее проходят консультации, сблизились позиции по наиболее важным международным проблемам.
Ушедший год в ОДКБ начали, как и планировалось, практическим постконфликтным обустройством Афганистана. Афганское руководство назначило уполномоченного, который взаимодействует с ОДКБ. От Афганистана также получены пожелания об участии стран ОДКБ в обустройстве этого государства.
Много сил отдано установлению контактов с международными организациями безопасности. Например, оформлены отношения с Контртеррористическим комитетом, управлением ООН по наркотикам, появились устойчивые контакты с Международной организацией миграции, Советом государств Балтийского моря. Активизировалась работа по предотвращению традиционных вызовов и угроз. Наряду со ставшей привычной антинаркотической операцией «Канал» проводилась работа по противодействию незаконной миграции. Впервые в прошлом году были использованы структуры финансовой разведки для выявления транзакций, связанных с некоторыми преступными сообществами. Сегодня в списке ОДКБ значатся 24 террористические организации. В ушедшем году несколько пунктов в список добавил Казахстан.
Принята и реализуется программа повышения антинаркотического и антитеррористического потенциала государств - членов организации. Речь идет об улучшении деятельности спецслужб и правоохранительных органов. Подготовлен пакет соглашений и договоров, направленных на совершенствование их совместной деятельности. В частности, о подготовке кадров, льготных условиях поставок оружия и спецсредств. Есть проекты соглашений о создании координационных советов руководителей спецслужб и правоохранительных органов.
Но главное внимание было уделено военной составляющей. Отрабатывались пакеты документов по созданию объединенной группировки войск в Центрально-Азиатском регионе, перевооружению сил быстрого развертывания, совершенствованию объединенной системы ПВО. В 2006 году впервые запущен механизм совместной работы по информационной безопасности. В частности, создана рабочая группа из экспертов государств. Все сделанное, убежден Николай Бордюжа, позволило сегодня более надежно прогнозировать развитие ситуации в 2007 году.