24:7 в пользу коррупции
![24:7 в пользу коррупции](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/uploads/articles/21249/15big.jpg)
На прошлой неделе Саратов посетили три депутата Государственной Думы от фракции «Единая Россия» – Виктор Гришин, Михаил Гришанков и Александр Хинштейн.
Местные «единороссы» не упустили возможность воспользоваться визитом высоких гостей и организовали публичное мероприятие с их участием. В минувшую пятницу в институте законотворчества СГАП состоялось заседание «круглого стола», посвящённого проблеме борьбы с коррупцией.
Председательствовал на «круглом столе» директор института законотворчества, известный саратовский «единоросс» Александр Ландо.
Случайно это или нет, но антикоррупционный «круглый стол» в СГАП прошёл следом за нашумевшим телевизионным выступлением губернатора Павла Ипатова, в котором прозвучали довольно оптимистические оценки нынешнего состояния дел с коррупцией в органах государственной власти Саратовской области. Особенно – по сравнению со временами его предшественника. Судя по всему, саратовские «единороссы» с такой оценкой не согласились, но оспаривать главный тезис губернатора предпочли с помощью соратников по партии из Государственной Думы.
Первым слово было предоставлено Виктору Гришину, который является куратором партийного строительства «Единой России» в Приволжском федеральном округе. Он отметил, что в 2006-м году в Саратовской области было зафиксировано
5 223 преступления коррупционной направленности, а посему считать коррупционную обстановку в регионе удовлетворительной никак нельзя.
Гораздо более информативным и обстоятельным выглядело выступление депутата Михаила Гришанкова, который возглавляет специальный думский подкомитет по коррупции. До своего избрания в 1999 году в Государственную Думу Михаил Игнатьевич трудился в подразделении экономической контрразведки УФСБ по Челябинской области. Поэтому ему обсуждаемая тема известна не понаслышке. Так вот, депутат Гришанков считает, что основной базой для экономической коррупции в современной России является институт государственных закупок.
Ежегодно на государственные закупки расходуется около 900 миллиардов (!) федеральных средств. По-видимому, сопоставимые по размерам суммы расходуются по линии муниципальных закупок и заказов. Поэтому в целях предотвращения коррупционных инцидентов очень важно обеспечить прозрачность процесса торгов. Для этого разработаны проекты 24 нормативных актов, из которых на сегодняшний день принято лишь 7. По своей инициативе депутаты провели исследование положения дел с государственными закупками, которое дало ошеломляющие результаты.
По результатам этого исследования, ни один из федеральных органов государственной власти не попал в категорию осуществляющих прозрачные закупки. Среди субъектов Российской Федерации наиболее «прозрачными» при осуществлении закупок признаны Москва, Санкт-Петербург и республика Татарстан. Расхождение между рыночными ценами и ценами закупок здесь минимально.
Саратовская область по уровню коррупционности при осуществлении государственных закупок входит в число «середнячков». Превышение цены закупок над рыночными ценами составляет у нас 19%, а среднее число участников конкурса – 1,4. К числу положительных моментов депутат Гришанков отнёс стремление органов власти Саратовской области работать над проблемой коррупции. Губернатор Ипатов сразу же предоставил в думский подкомитет по коррупции запрашиваемую информацию по организации торгов, в то время как некоторые главы других субъектов федерации отказывали под различными предлогами.
Неоднократно в выступлении Михаила Гришанкова звучал тезис о том, что 2006 год стал для России переломным в деле борьбы с коррупцией. Основаниями для такого вывода стали недавние заявления президента Путина и решения последнего партийного съезда «Единой России», обозначившие эту задачу в качестве одного из политических приоритетов.
Также в этом году Россия ратифицировала Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией и присоединилась к антикоррупционному пакту Совета Европы. По мнению депутата Гришанкова, эти шаги неминуемо приведут к необходимости трансформировать и национальное законодательство (прежде всего, Уголовный кодекс РФ), приведя его в соответствие с упомянутыми нормами международного права.
Прежде всего, это касается мер по приведению в соответствие уровня легальных доходов и реального благосостояния.
Пока что в современном российском законодательстве отсутствуют нормативные акты, направленные на обеспечение подобного соответствия. Возможно, именно эта правовая брешь даёт возможность таким депутатам, как Вячеслав Володин, осуществить попытку уголовного преследования журналиста Сергея Михайлова, посмевшего заподозрить “генсека” «единороссов» в получении доходов из ИМПЭКСБАНКа.
Впрочем, самую серьёзную коррупционную опасность депутат Гришанков видит не в этом факте (возможно, он о нём просто не знает), а в тех коррупционерах, которые трудятся в правоохранительных органах. Михаил Игнатьевич озвучил два вопиющих факта из жизни работников саратовской милиции, о которых ему стало известно.
15 декабря при попытке сбыта одного килограмма героина было задержано двое сотрудников Заводского РУВД Саратова. Необычность происходящего подчеркивает то обстоятельство, что эту сделку милиционеры попытались провернуть прямо в дежурной части РУВД. В тот же день при попытке хищения 6-ти тонн горюче-смазочных материалов был задержан майор милиции.
Определённым диссонансом с оптимистическим настроем депутата Гришанкова прозвучало выступление директора Центра по организованной преступности и коррупции Саратовского филиала Института государства и права РАН Натальи Лопашенко.
Основным инструментом исследований данного Центра являются социологические исследования. Но даже эта, казалось бы, сугубо научная деятельность вызывает, по словам госпожи Лопашенко, серьёзное давление на сотрудников Центра со стороны чиновников. Но самый поразительный результат исследований Центра заключается в существенной трансформации взглядов на перспективы борьбы с коррупцией, которая произошла в умах граждан России за последние пять лет.
В частности, Наталья Лопашенко сообщила, что если в 2001 году (вначале первого президентского срока Владимира Путина) 29% наших соотечественников считали, что искоренить или минимизировать коррупцию в России в принципе невозможно, то сегодня число пришедших к такому выводу россиян составляет 71%.
Иными словами, большинство наших сограждан уже не верит в искренность и способность нынешней власти решать эту проблему. И примеры, убеждающие в трезвом взгляде россиян на нынешнюю власть, демонстрировали и подтверждали практически все участники «круглого стола».
В частности, депутат Александр Хинштейн сообщил, что он и депутат Гришанков подписали обращение к Президенту Путину с просьбой отправить в отставку министра Зурабова. Депутаты считают, что министр, допустивший столь вопиющие факты коррупции среди своих подчинённых, не имеет морального права возглавлять министерство, осуществляющее один из приоритетных национальных проектов. Под обращением об отставке Зурабова подписалось 30 депутатов Государственной Думы. То есть – подавляющее меньшинство от численности правящей фракции «Единая Россия». А что же остальные партийные товарищи? Они что – не желают бороться с коррупцией и выполнять предначертания собственного съезда.
Из уст Александра Хинштейна прозвучала и другая грустная констатация очень сильных коррупционных тенденций на самой верхушке российской власти: дескать, сегодня у нас из прокуратуры «сливается», очень быстро «вливается» в ряды Министерства юстиции.
В качестве наиболее свежего примера, иллюстрирующего этот тезис, Хинштейн упомянул о судьбе одиозно известного по делу «Трёх китов» начальника следственного управления Генеральной прокуратуры Лысейко, который на днях получил должность руководителя главного управления по регистрации Московской области.
По большому счёту эти факты подтверждают лежащую на поверхности истину о том, что рождённая во времена Сталина номенклатурная система никуда не исчезла, а была благополучно перенесена на почву «автономной демократической» России. Особенно пышно расцвела эта система во времена путинского правления. Что подтверждают результаты социологических исследований Натальи Лопашенко.
Но давайте вернёмся из столичных кущ к нашим саратовским баранам. Ректор ПАГСа Сергей Наумов в своём выступлении дал чёткое определение коррупции, данное Николо Маккиавелли: «Коррупция – это использование публичных возможностей в личных целях».
По мнению Сергея Юрьевича, если бы саратовские руководители старались бы брать на работу выпускников ПАГСа, то у них не возникало бы проблем чиновников с фальшивыми дипломами.
В этой связи хотелось бы напомнить, что именно ректор Наумов был одним из наиболее активных участников организованных в декабре прошлого года «Единой Россией» митингов, в результате которых своих постов лишились едва ли не все главы районных администраций. А в Ленинском районе во главе Администрации оказался человек с фальшивым дипломом по фамилии Гордополов. Да и сегодня некоторые депутаты от «Единой России» не оставляют Гордополова в «беде». Недавно Гордополов вздумал даже судиться с «Саратовской областной газетой», но проиграл. А его представителем на этом процессе выступал депутат-адвокат Алексей Шельпяков.
Александр Ландо в своём выступлении в качестве примера коррупции упомянул о том, что некоторые лидеры Государственной Думы не стесняются заявлять о подаренных им акциях, а среди украденных у них вещей фигурируют миллионные вексели на предъявителя.
Не нужно быть провидцем, чтобы понять, что Александр Соломонович имел в виду свою ученицу Любовь Слиску. Но здесь, как мне представляется, именно тот случай, когда ученик демонстрирует те же правовые и нравственные стандарты, почерпнутые у своего учителя. Совсем недавно миром закончился процесс между Ландо и областным правительством о взыскании с бывшего омбудсмена ссуды в размере 300 тысяч рублей, которую Ландо получил в 2001 году. Официально ссуда давалось на цели жилищного строительства. А в кредитном договоре Александр Соломонович указал адрес своей новой фешенебельной квартиры, которую он получил незадолго до ссуды.
На «круглом столе» присутствовал, но не выступал новый начальник Приволжского УВДТ генерал-майор милиции Юрий Кулик. Но лучше любых слов за Кулика говорила орденская планка на его мундире.
На этой планке я увидел ленточки двух медалей Жукова и «50-лет Победы в Великой Отечественной войне», которыми награждали ветеранов второй мировой. А также ленточка медали «300 лет Российского Флота», которой по статусу награждали действующих офицеров флота и флотских ветеранов. По возрасту и своему служебному статусу генерал Кулик ни под одну из этих наград не подходил. Наверное, именно поэтому он очень внимательно воспринял прозвучавшее в конце дискуссии предложение о том, что лучший способ победить коррупцию – самому влиться в ряды коррупционеров.