Цены на казахстанский газ
Самые высокие — для Кыргызстана, самые низкие — для Швейцарии
Одной из самых обсуждаемых тем в Казнете сегодня является экспорт казахстанского газа за рубеж. Данные, обнародованные Комитетом таможенного контроля министерства финансов РК, бурно обсуждаются в социальных сетях. Согласно информации ТК, бедному соседу — Кыргызстану, мы продаем голубое топливо по цене 250 долларов за 1 тыс. кубометров, а от богатой Швейцарии за тоже количество газа получаем всего-то 74 доллара.
[газ цена] Напомним, согласно данным Комитета таможенного контроля министерства финансов РК, Казахстан поставил газ в:
- Украину – 3396,8 млн куб. м на 563,5 млн долл.,
- Швейцарию – 933,4 млн куб. м на 68,9 млн долл.,
- Польшу – 195,9 млн куб. м на 26 млн долл.,
- Китай – 172,4 млн куб. м на 20,7 млн долл.,
- Кыргызстан – 143,1 млн куб. м на 35,7 млн долл.
Таким образом, цена экспортного газа за 1 тыс. куб. м составила:
- для Украины – 165,9 долл.,
- для Швейцарии – 73,8 долл.,
- для Польши – 132,9 долл.,
- для Китая – 120 долл.,
- для Кыргызстана – 249,6 долл.
Странно, но объяснить логику такого разлета в ценах казахстанские компании, владеющие газораспределительными сетями, отказываются.
Почем газ? По деньгам!
– Высокая цена казахского газа для Кыргызстана основана на малом объеме закупок, – такое мнение высказала старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова в ответ на запрос портала 365info.kz. – Между Казахстаном и Кыргызстаном существует договоренность, согласно которой экспорт в Кыргызстан в первом квартале 2014 года составляет 25 млн кубометров газа по основному контракту и еще 100 млн кубометров — по дополнительной договоренности. Для сравнения, суммарный экспорт из Казахстана природного газа превышает 10,5 млрд м3 на сумму более 220 млн долл. В Россию экспортируется 11,87 млрд кубометров газа (данные 2013 года, источник «Газпром»). В этом свете объемы закупки газа Кыргызстаном у Казахстана действительно оцениваются как небольшие, но стоит понимать, что газовые отношения между странами находятся в самом начале формирования. Что же касается Швейцарии, то эта страна считается стабильным экономическим партнером без компонентов политических рисков, и объемы закупок там предсказуемо стабильны. Чего не скажешь о ситуации в Кыргызстане.
Действительно, показатели благосостояния Швейцарии очень высокие, это подтверждается и ее высоким положением в рейтинге индекса лучшей жизни. В Кыргызстане же картина прямо противоположная – по данным ПРООН, уровень бедности в этой стране постоянно растет, и без денежных переводов трудовых мигрантов из России и Казахстана за чертой бедности оказались бы почти половина всего населения, сейчас же за чертой бедности проживает треть граждан соседней республики.
Получается, за свою бедность Кыргызстан платит в три с лишним раза больше, чем богатенькая Швейцария, которая закупает газ у Казахстана по самой демократичной цене. К слову, цена в 350 долл. за 1 тыс. кубометров в Европе считается очень привлекательной.
Страшная правда
В этой связи логично было бы услышать мнение казахстанских экспертов, но газовые компании категорически отказываются комментировать такую ценовую политику, как будто бы за этими цифрами кроется страшная тайна. В общем, по какому принципу «дочки» КМГ формируют цены на газ, остается тайной, причем такой же большой, как и способ, благодаря которому казахстанский газ попадает в Швейцарию, Украину, Китай.
Пресс-службы казахстанских газовых компаний напрочь отказались комментировать цену и объемы поставок газа по международным маршрутам.
Три телефонных звонка в газовые компании Казахстана
ТОО «КазРосГаз»:
– В Украину газ не поставляется, в Швейцарию — тоже, в Китай — тоже. Вы, вообще, откуда такие странные цифры взяли? – удивились в ТОО «КазРосГаз». – Вообще, чтобы вам напрасно времени не терять, лучше в компанию «КазТрансГаз» обратиться.
– Говорят, что только вы транспортируете газ за рубеж.
– Мы передаем Газпрому и дальше — не наше дело. Поэтому комментировать здесь не можем. Выясняйте эти вопросы у «КазТрансГаз», только они могут вам ответить.
АО «КазТрансГаз»:
– Это тема не наша, совершенно точно, – заявили в компании «КазТрансГаз». – Не знаю, откуда таможенный комитет это взял, мы со Швейцарией не работаем и не компетентны на такие вопросы отвечать.
– В «КазРосГазе», говорят, что только вы можете ответить на этот вопрос.
– Нет, нет. У нас все в шоке (от этих цифр — прим. ред.).
– Надо полагать, ответа не будет?
– Это не наш вопрос, он даже никому не отписан.
– Значит, пресс-служба «КазТрансГаза» утверждает, что вопросы ценовой политики на экспорт казахстанского газа не в компетенции компании?
– Не надо на пресс-службу ссылаться, лучше добивайтесь ответа от таможни.
АО «Интергаз Центральная Азия»:
– Может быть, в министерстве нефти и газа вам помогут прояснить ситуацию, а у нас таких экспертов нет, – сообщили в пресс-службе АО «Интергаз Центральная Азия».
Следуя рекомендации «КазТрансГаза», мы обратились в Комитет таможенного контроля Минфина РК и… получили ответ, в котором таможенники подтвердили каждую цифру.
Большой секрет
Возможно, подобная ценовая позиция не вызвала бы к себе такого интереса у нас и интернет-пользователей, если бы не события последних лет, когда вопрос транспортировки и поставки газа на международном уровне из разряда экономических перешел в разряд остросюжетных-политических: газовые войны, прекращение поставок, иски в арбитраж, воровство, шантаж, отказ платить по многомиллионным счетам…
Впрочем, Казахстан в крупных газовых «разборках» участвует нечасто. Из последних можно вспомнить разве что затяжной спор «КазТрансГаз-Тбилиси» с властями Грузии на тему долгов компании и повышения стоимости топлива для населения. А еще прошлогоднее заявление правительства, о том, что республика собирается перенаправить казахстанский газ в Китай вместо России.
– У нас экспортный газ всего 8 млрд кубометров и весь идет на Кавказ через «КазРосГаз», – утверждаетэкономист Сергей Смирнов. – А то что идет в Кыргызстан – это, скорее всего, реэкспорт узбекского газа.
– Каким образом мы в Швейцарию газ поставляем?
– Я даже представить не могу, каким образом наш газ может попасть в Швейцарию. Если речь идет о сжиженном газе, то у нас нет такого количества, чтобы мы его поставляли за рубеж, а трубный газ – тоже нет таких объемов, чтобы он мог попасть в Швейцарию. У нас и трубы-то нет.
– В Украину мы газ поставляем?
— Украина всю жизнь питалась российским газом. Украинский президент приезжал несколько лет назад в Казахстан, пытался договариваться, но газопровод идет через Россию, и без России никаких поставок быть не может. Хотя, в принципе, в Казахстане много газа, но он попутный, его очищать надо, а у нас с этим проблемы. Хотели в Карачаганаке газоперерабатывающий завод поставить, но дорого оказалось… Тот газ, который идет из Карачаганака, очищается на Оренбургском ГПЗ и часть остается нам, а часть забирает Россия.
А между тем, юг Казахстана обеспечивается узбекским газом. Но это совсем другая история.