Памятник раздора
Депутаты МГД и Госдумы РФ призвали Юрия Чайку и Александра Бастрыкина разобраться с бездействием правоохранителей, прикрывающих столичных чиновников, разрушивших народный мемориал Победе в Великой Отечественной
Наверное, чиновники района «Раменки» очень сильно надеялись на то, что народный протест и возмущение их действиями быстро заглохнет. Они ошиблись. Бездумное строительство магистрали, разрезающей тихий зеленый район напополам да еще выполняемое в интересах строительного концерна «Монарх», и, как венец пренебрежения интересами, исторической памятью и патриотическим порывом людей – снос народного мемориала памяти жителей района, погибших на фронтах Великой Отечественной привели к прямо противоположному эффекту. Люди решили идти до конца. К делу подключились и депутаты городской и государственной думы.
Напомним, что 4 марта 2016 года в районе Раменки был варварски уничтожен мемориал и аллея, созданные жителями Раменок на основании решения Совета депутатов муниципального округа Раменки за счет пожертвований граждан. «Общая Газета» уже рассказывала об этом. Один из жителей района, юрист Андрей Щербаков рассказал нашему изданию, что данное деяние совершалось людьми, одетыми в спецовки с надписями ГБУ «Жилищник района Раменки» и ГБУ «Жилищник района Печатники». То, что местные власти были в курсе этого акта, подтверждает и ответ на запрос активистки района Раменки Татьяны Ломовой, полученный из префектуры ЗАО, кому непосредственно подчинятся управа Раменки. В нем говорится что снос памятника (в их терминологии «демонтаж элементов») осуществлялся силами ГБУ «Жилищник района Раменки».
По факту сноса народного мемориала г-н Щербаков направил обращения в территориальное управление Следственного комитета, а затем – и в Никулинскую межрайонную прокуратуру. Однако реакции со стороны правоохранительных органов не последовало. «Территориальный следственный отдел на мое заявление направил формальную отписку, - прокомментировал «ОГ» ситуацию Андрей Щербаков. – В ней говорилось о том, что никаких оснований даже для проведения доследственной проверки не найдено. Они ограничились запросом в районную управу и та ответила, что мемориал не имел никакой материальной и художественной ценности. На то, чтобы направить запрос в управу и получить ответ, они потратили два с половиной месяца».
Я обжаловал этот ответ в местную прокуратуру, но и там не нашли оснований для удовлетворения моей жалобы, отмечает г-н Щербаков. Характерная деталь: никто из представителей Никулинской межрайонной прокуратуры и Никулинского межрайонного следственного отдела не явился и на круглый стол в Мосгордуме по проблемам района Раменки, который проводился 20 мая. Хотя приглашения ими были получены.
26 мая Андрей Щербаков направил жалобу в связи с бездействием должностных лиц следственного органа в Никулинский районный суд Москвы. Несмотря на широкий общественный резонанс, вызванный сносом памятника, дата рассмотрения данного дела районным судом до сих пор не назначена.
Понимая, что сдвинуть ситуацию с места можно только с помощью руководства правоохранительных органов, Андрей Щербаков решил обратиться к ним через депутатский корпус. «Я обратился к депутату МГД Андрею Клычкову и депутату Госдумы Владимиру Родину, чтобы хоть так донести ситуацию до вышестоящего начальства следственных органов и прокуратуры», рассказывает он. В адрес депутатов ушли не просто эмоциональные письма обеспокоенного местного жителя – юрист приложил весь пакет документов, включая фото уничтожения памятника и переписку с районными чиновниками и сотрудниками правоохранительных органов. «Теперь у них на руках все копии материалов по этой проблематике. Надеюсь, что это сподвигнет на какие-то действия», полагает он.
В свою очередь депутатские запросы легли на стол к главам правоохранительных органов городского и федерального уровня. Депутат Мосгордумы Андрей Клычков обратился к прокурору Москвы Виктору Чурикову и руководителю Главного следственного управления Следственного комитета России по Москве Александру Дрыманову. А депутат Гордумы от фракции КПРФ Владимир Родин направил свои запросы соответственно генеральному прокурору РФ Юрию Чайке и председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину. В своих обращениях Владимир Родин указывает, что памятник был уничтожен «с осквернением символов славы нашего государства» и вопреки решению Совета депутатов муниципального района Раменки от 15.10.2015 года. При этом депутат просит принять меры прокурорского реагирования на бездействие сотрудников Никулинской межрайонной прокуратуры и сотрудников Следственного комитета. В свою очередь, Андрей Клычков просит провести «проверку по указанным фактам, оценить действия и решения должностных лиц и принять соответствующие меры по восстановлению законности на территории района Раменки» (копии документов в редакции имеются).
Мы не могли не задать Андрею Щербакову вопрос: чем же, на его взгляд, можно объяснить столь странное бездействие представителей сразу нескольких органов власти. «Я думаю, что между местными властями есть возможная связь, - говорит он. – Ведь руководители территориальных отделений никогда не будут усложнять отношения между собой. Перед нами попытка спустить дело на тормозах именно на местном уровне, «на земле», как говорится. Они считают это дело малозначительным и не хотят раздувать его». Хотя все всё прекрасно осознают, уверен юрист. «Не думаю, что в наших правоохранительных органах работают люди, которые не понимают значение символа Победы». Между действиями управы и нежеланием правоохранительных органов копать эту тему есть прямая связь. «Очень не хочется выносить на свет всю подноготную, - говорит Андрей Щербаков, - потому что придется тогда поднимать тему и разгона митингов, и молчания по поводу обращений жителей в УВД «Раменки» - а их было более 40! – в отношении материального ущерба, который им причинили сносом памятника. Пока в ОМВД на эти обращения ничего не отвечают. Уже два месяца. А если дело стронется с места, то придется задавать неудобные вопросы…». Все происходящее - совокупная проблема местных территориальных органов власти, добавляет он.
Есть во всей этой истории еще один момент, говорит г-н Щербаков. «Глухота в отношении сноса памятника связана с глухотой, которую проявляют власти в отношении строительства дороги, разрезающей район. Тотальное игнорирование всех мыслимых и немыслимых нормативных актов, мнения местных жителей при реализации этого проекта – это отдельная тема». Сносившие памятник люди, одетые в спецовки ГБУ «Жилищник», без ведома управы ничего делать не будут.
В доказательство приведем один пример, который показывает, как в действительности относятся местные власти к народному памятнику павшим на Великой Отечественной. 5 февраля этого года глава управы «Раменки» Владимир Хихленко заявил «Русской службе новостей» следующее: «…они самовольно возводят, делают из металла звезду, делают какие-то украшения и объявляют это памятником». Раздражение чиновника понятно – по этому месту должна пройти дорога. И все уже, наверное, проплачено. А тут эти… москвичи, со своей памятью и памятниками.
Впрочем, будем надеяться, что депутатские запросы сработают. И сор из избы раменским чиновникам все-таки придется выносить. Публично.