Таможня сдает добро
За вчерашними обысками в ФТС стоит не очередной акт показной борьбы с коррупцией, приуроченный к выборам, а серьезная борьба за сферы влияния между правоохранительными и силовыми структурами
Не успели обыватели забыть арест руководящих сотрудников Следственного Комитета России, как нам опять подбросили «жареного». 26 июля с утра сотрудники ФСБ провели массовые обыски с выемкой документов в главном здании Федеральной таможенной службы, после чего навестили и главу ФТС Александра Бельянинова. Помимо кабинета главы ФТС на Новозаводской улице следователи побывали в кабинетах двух его заместителей — Андрея Струкова, который отвечает за организационно-инспекторское управление, правовое управление и управление делами и Руслана Давыдова, курирующего главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля, главное управление информационных технологий, а также главное управление таможенного контроля после выпуска товаров.
Поначалу информация выкрадывалась дозировано. Мол, рейд совершен в рамках дела о контрабанде алкоголя, а лично г-н Бельянинов тут не причем. В Кремле пожимали плечами, отделываясь неловкими заявлениями, что заявления об уходе в отставку от чиновника не видели. Однако к вечеру СМИ в массовом порядке смаковали заботливо предоставленные СКР снимки антуража личного особняка главного таможенника страны. Оценки наполнявшего дом антиквариата зашкаливали, явно превосходя официальные данные подаваемых деклараций. Тем не менее, на настоящий момент никаких обвинений главе ФТС не предъявлено. «После обысков Андрея Бельянинова допросили в ГСУ СКР…. Обыски у Андрея Бельянинова и его подчиненных проводились как у свидетелей по уголовному делу. Статус свидетеля глава ФТС сохранил и после допроса», - пишет со ссылкой на источник, близкий к следствию, «Коммерсант». Надолго ли? И почему в ФТС наведались сотрудники УСБ ФСБ?
Все, что нажито непосильным трудом
Поначалу складывалось впечатление, что из «акт устрашения» Бельянинова – кость, брошенная уставшему и задумчивому народу перед выборами. Мол, боремся же с коррупционерами! Даже таким не даем спуску! Даже экс-фээсбешникам! Начинаем, как завещал М.С.Горбачев, перестройку с себя!
И действительно, скромное обаяние бельяниновского бытия в очередной раз показало, кому в нашей стране жить хорошо. Если кратко: посещение особняка сотрудниками ФСБ и СКР выявило 9,5 млн рублей, 390 тысяч долларов и 350 тысяч евро наличными, а также многочисленные картины (оригиналы), коллекцию часов, антикварной мебели и драгоценностей. Глава ФТС заявил, что это его частные накопления, которые он начал делать еще с тех времен, когда, уволившись из органов госбезопасности, занялся бизнесом, в том числе банковским.
Что же обнаружилось за стенами домика таможенного служащего, что в деревне Бачурино (Теперь это Новая Москва)? Обстановка дома «тянет», по оценкам дизайнеров, на 30-35 млн долларов. Из примечательного: белый рояль за 70 тысяч «вечнозеленых» (просто «чтоб было»? Трудно представить за ним Бельянинова, с отрешенным лицом исполняющего 20-ю прелюдию Шопена), десятки картин русских и европейских художников. Оригиналы. Одно из полотен Айвазовского эксперты оценили примерно в 1 млн USD. Чугунные статуэтки (от 10 тысяч евро за штуку), мебель 18-19 веков, дорогущее зеркало – такое же выставлено в Эрмитаже (оценка колеблется между 500 тыс и 1 млн USD).
Формально сам по себе факт такого скопления ценностей в одном месте не является преступлением. Вопросы могут (но, как показывает практика, не обязательно) возникнуть при анализе уровня декларированных семьей госслужащего Бельянинова доходов и расходов за весь период его работы в должности главы ФТС. З/п у главного таможенника страны скромная – по данным сайта Декларатор.org, за 2009-2014 гг. Бельянинов с супругой 155 млн рублей. Слово «супруга» тут ключевое. Все деньги идут, как положено, на нее и через нее. Как у Игоря Шувалова. Отсюда и пропорции: в 2015-м г-н Бельянинов показал 15 млн дохода, супруга – 47 млн.
Эффективная жена
В случае с Бельяниновым так и хочется задать сакраментальный вопрос: «А кто у нас жена?». Людмила Бельянинова личность, как и положено супруге таможенника, незаурядная. С 2009 года известна как совладелица 60% в медицинском центре «Неболит». До этого часть медцентра принадлежала компании «ИКГ Инфинтраст», учрежденной Ассоциацией ветеранов внешней разведки и структурами «Оборонпрома». На сайте медицинского центра сказано, что среди его партнеров – Центральный клинический госпиталь ФТС, хотя на сайте госпиталя «Неболит» в партнерах не отмечен. Когда весной 2015 года «Ведомости» попытались разобраться в ситуации и задали вопрос из серии «кто с кем дружит», то сотрудники «Неболита» не смогли объяснить, в чем выражается партнерство с госпиталем ФТС. В ФТС на вопрос «Ведомостей», есть ли в таком партнерстве конфликт интересов, отвечать отказались. В общем, обычный семейно-чиновничий бизнес.
Но это ещё не всё. «Неболит» принадлежит 20% ООО «Экоинтех». В 2010 году «Экоинтех» получил 14% в строительной компании «ЗАО «Ростэк-строй», которая была создана структурами, принадлежавшими ФГУП «Ростэк» ФТС. Официальные задачи ФГУП – реализация «ряда государственных задач в области таможенной политики», в том числе строительство и эксплуатация таможенных объектов. Но проект не пошел, уверял в прошлом году СМИ бывший гендиректор «Экоинтеха».
Кроме того, Людмила Бельянинова была владельцем 40% фирмы «Гарантстройнедвижимость» – заказчика коттеджного поселка «Рузские дачи», расположенного на 144 га близ села Бражниково на берегу Рузы в 100 км от МКАД.
Кстати, несколько лет назад «Ростэк» «гремел» в серьезном коррупционном скандале. И как тут не вспомнить о связи главы ФТС и осужденного бывшего советника этой компании Александра Романова. Согласно данным следствия, советник гендиректора ФГУП Александр Романов, получавший дань через посредников и вкладывавший ее в строительство склада временного хранения и, видимо, в отели за границей, подозревался в совершении целого ряда коррупционных преступлений (п. «а» ч. 4 ст. 204 УК РФ и ч. 2 ст. 174.1 УК РФ). В суде его вина была доказана. В ходе судебного процесса Бельянинов лично поручался за Романова, а когда «Ростэк» хотели «прикрыть», глава ФТС специальным письмом рекомендовал служащим таможенного ведомства работать с определенными фирмами вместо этого ФГУПа.
Дали отмашку?
В настоящее время мнения о перспективах главы ФТС достаточно сильно разнятся. В то, что это «показательная порка чиновника» для народа, верят немногие. По мнению гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, налицо явное опубличивание скандала. Решения об отставке Бельянинова нет, но президента явно к этому склоняют, считает он. В том числе, подавая большие массивы негативной информации через СМИ.
Однако все больший вес набирает предположение, что за обысками в ФТС стоят определенные круги в ФСБ, в том числе связанные с новым начальником Службы экономической безопасности Сергеем Королевым. «Обратите внимание, что именно ФСБ стоит и за арестами сотрудников СКР, и за делом ФТС. Что бы ни говорили информационщики СК о том, что сам Бастрыкин дал отмашку на борьбу с оборотнями, вряд ли это так, - считает один из партнеров КГ «Советник» Александр Рощин. – Иначе чем объяснить и то, что за эскаэровцами пришли эфэсбешники, и то, что служба Владимира Маркина очень долго молчала, прежде чем дать комментарий о случившемся. Совершенно очевидно, что в обоих случаях инициатива исходила со стороны ФСБ, которая, скорее всего, ставило противоположную сторону в известность постфактум». По мнению эксперта, эти акции могут говорить не только о попытках определенных сил в ФСБ внести свой вклад в борьбу с коррупцией, но и коренным образом изменить позиции ведомств в деле негласного контроля над различными сегментами экономики и неформальными теневыми потоками.
Пока же и ФТС, и Кремль держат паузу. Таможня заявляет, что шеф в отпуске, поэтому вопрос увольнения не рассматривается. Пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков отделывается двусмысленными фразами. С одной стороны, дело ФТС может пойти по сценарию дела Сердюкова, с фейковым наказанием виновных. Другой вариант – отставка Бельянинова «по собственному». В любом случае, вряд ли делу дадут громкий и долгий ход. Иначе придется многое разъяснять общественности. Вполне возможно, что до выборов нам подкинут еще пару таких жертв. Козел отпущения – амплуа в политически активный год нужное.