В чем Россия на Евро выиграла
Обозреватель Sovsport.ru – о выступлении российской сборной на чемпионате Европы по футболу
Чтобы как у людей
Глубокое заблуждение думать, что Россия с позором проиграла чемпионат Европы. На самом деле Россия его выиграла, проделав отличную высокопрофессиональную работу, создав задел на годы вперед. Мало того – получив предельно возможную отдачу на каждый вложенный рубль.
Я не шучу.
Некоторое время назад, когда совершился естественный кругооборот первых вложенных в российский футбол денег и пришли начальные успехи, вкладывавшие обратили внимание, что победы как-то не радуют. Трибуны стадионов оставались пустыми, мяч гулко бился о рекламные щиты, звук разносился эхом, отражаясь от бетонных конструкций и пластиковых сидений. И тогда было принято решение создать публику. Чтобы было шумно, весело, задорно, чтоб как у людей. Тогда и картинка телевизионная станет ярче (а как раз в это время, примерно десять лет назад, о картинке и антураже всерьез задумались, потому что зрелище не продается без красивой обертки).
Инвесторы вступили в диалог с теми, кто несмотря ни на что сидел на трибунах, и предложили обеспечить им все условия для того, чтобы стало красиво. Сделали то, что умеют - инвестировали. И вот прошло десять лет. Есть результат: у нас самые профессиональные болельщики. Пока это коснулось не всех и каждого, а наиболее продвинутых групп, но результат налицо – наши болельщики вернулись с чемпионата Европы победителями. На выходе они подняли над головой флаг, и в аэропорту их встречали близкие, поклонники и телекамеры. Чемпионы!
Самый беглый анализ этого успеха показывает, что сработали классические опробованные методики. Болельщики получили поддержку. Сразу отсеялись почивавшие на лаврах – те, кто пил, курил и злоупотреблял иначе, были сметены новой волной болельщиков-профессионалов. Не будешь тренироваться, будешь бухать – моментально вылетишь из организации, а на твое место десятки кандидатов. А пробьешься – будет тебе почет и уважение. Работа будет – например, в охранном агентстве, или в фитнес-клубе, да мало ли где нужны трезвые квалифицированные сотрудники в прекрасной спортивной форме? Начальные инвестиции окупились с лихвой, дальше система в состоянии зарабатывать сама; так работает нормальная, состязательная конкуренция.
Ровно так же происходит и во всем мире, только наоборот. Там деньги приносят болельщики. Они их зарабатывают, кто где: кто в конторе, у кого частный бизнес, у кого авиакомпания, кто полицейский. Они покупают билеты, сувениры, платное телевидение, для них показывают рекламу, чтобы они покупали себе все, что нужно для хорошей жизни – стиральные машины, одежду, еду. А конкуренция возникает с прямо противоположной стороны – среди футболистов. Отказывая себе во многом, детьми оставляя дом, они усердно работают на свою мечту. На каждое место претендуют десятки. И все это ради чего? Да чтобы однажды в жизни вернуться в родной город с флагом, и в аэропорту тебя встретили близкие, поклонники и телекамеры. И живут они в основном скромно, воспитывают детей, помня, что принесло им успех – упорный труд, дисциплина и вера в удачу. А все почему? Потому, что они настоящие фанаты. Вы заметили, что уже невозможно разобраться, говорим мы о спортсменах или о болельщиках? Правильно. Дело в том, что это неважно, потому что мы говорим о конкуренции. Она работает безотказно.
Давайте проследим, каким образом она отсутствует в нашем футболе, который является частью нашего спорта, который, в свою очередь, является частью нашей жизни.
Федун и конкуренция
Это просто пример, зато самый свежий - вчера босс «Спартака» Леонид Федун, выходя с матча Уэльс – Россия, говорил следующее: ничего нельзя сделать, если у нашего соперника есть такой игрок, как Бэйл, который весь стоит в пять раз больше, чем вся наша сборная. Нам нужно приложить все силы, чтобы вырастить хотя бы одного игрока мирового класса (я немного сократил).
На первый взгляд, очень разумно. Вот только никакой британский Федун никакого Бэйла не растил. Растил Бэйла папа. А британский Федун, и даже больше – много британских федунов содержат массу мест, мимо которых подросток Бэйл просто не в состоянии пройти, где он получит классную, очень дозированную на каждом следующем этапе развития поддержку, главный элемент которой – десятки претендентов в Бэйлы вокруг. А вот «хотя бы одного» Бэйла растить, извините, невозможно.
И я, заметьте, не говорю, что когда о путях достижения успеха рассуждает Леонид Федун, становится смешно – мы же всё слышали о «Спартаке» за последние лет двенадцать. Нет, Федун добился огромного успеха – сперва став очень богатым человеком, например; ведь в чем-то он опередил десятки конкурентов, стал лучшим (и эта система никакого «хотя бы одного федуна» тоже не растила). Он добился успеха снова, одним из первых построив в России современный стадион. Тоже не до конца ясно, в чем природа этой удачи, но известно ведь, что наряду со стадионом были построены огромные площади коммерческой недвижимости, которые принесут прибыль в ближайшее время; то есть были нормальные человеческие мотивы, человека заинтересовали, верно? Тоже конкуренты были, тоже хотели коммерческую недвижимость строить; но победил в этой борьбе кто? Сильнейший.
Мало того – спартаковская болельщицкая «фирма» одна из лучших в стране. И это тоже успех Леонида Федуна, и он тоже не растил «хотя бы одного бойца» - он просто отдал эту идею на, так сказать, аутсорсинг. Доверился специалистам.
А вот в футбольном клубе «Спартак» ни один из этих механизмов не был запущен. И там успеха никакого нет. Что логично. Но почему-то именно в этом направлении светлая мысль Леонида Федуна буксует который год, и доподлинно известно, что как раз там никакой конкуренции и состязательности не происходит, а вот как скажет Федун, так оно и будет.
Успех не на футбольном поле
У многих выработалась изжога на разговоры о том, что нужно использовать передовой опыт Европы и мира, что у нас все через известное место, а вот у людей… А правильная изжога, скажу я вам. Мы ничем не отличаемся от Европы и мира, у нас все точно так же устроено – просто в другой области. Говоря по-простому: деньги на все значимые проекты дает государство, вот за эти деньги и идет серьезная, предельно конкурентная борьба. Абы кому деньги эти никогда не даются. Их надо выстрадать, нужно прекрасно знать, как, когда и по какому принципу они выделяются, и тогда ты их и получишь, причем совершенно неважно, на что. Например, на строительство моста. Или на закупку медицинского оборудования. Или на дороги.
Но поскольку это все происходит в области получения денег, а не проектирования мостов, дорог или образовательных программ, то и получаются на выходе не мосты, а очень богатые люди.
Поэтому в Германии (они чемпионы мира по футболу) чудаком считается богач, который захотел сделать футбольную команду в крохотном городке Хоффенхайм, где нет ни населения, которое заполнит арену, ни болельщиков, которые всегда, при любом раскладе останутся с клубом и купят билеты, трансляции, сувениры и прочее. Не бизнес!
А у нас чудаком считается крупнейший в России частный работодатель Галицкий, который развивает футбол в самом подходящем в стране для этого по климату и прочему густонаселенном регионе, где футбол любят и хотят в него играть. Что характерно, в этом регионе, в Краснодарском крае, есть и другая команда, государственная и- «Кубань». И бюджет у неё был сопоставим, и игроков она покупала не дешевле, и тренеров приглашала в три раза чаще и подороже. Теперь она со всем этим счастьем в ФНЛ будет играть, что является успехом. Ведь теперь на её возвращение будут выделены новые средства, и люди, которые их получат, добьются успеха – просто не на футбольном поле. Так они не там и соревновались!
Вдохнавляющий пример
И не надо думать, что я ищу врагов народа, которые дербанят народные средства. Ровно в этом же ключе рассуждают уже давно люди, которые принесли нашему спорту славу и доблесть. Например, Валерий Газзаев, выдающийся тренер, первым из российских тренеров выигравший еврокубок. Вы читали, он на днях анализировал деятельность сборной? Так вот… В итоге своего спича Газзаев рассуждал, помните, о чем? О том, что тренер сборной у нас одет, как вахлак. Костюма не носит, сидит в трениках на скамейке. Между прочим, это действительно не красиво смотрится. Галстук и правильный пиджак очень украшает любого мужчину, говорю вам я, обладатель самой мешковатой фигуры в стране.
Просто и тут все наоборот. Не мы и даже не наши деды, и не их деды – гораздо раньше придумали поговорку: встречают по одежке, провожают… Сами знаете.
К слову, ход мыслей Газзаева буквально скопирован из творчества не только народа, но и самого популярного в стране поэта и музыканта Сергея Шнурова. Одна из самых популярных песен группировки «Ленинград» повествует о мужчине, который терпит крах: «вот опять уходит [красивая любимая женщина] от меня, от меня», и дальше перечисляются причины: потому что не умею я варить обед, и среди моих друзей людей приличных нет, и впридачу ко всему я как [вахлак] одет…
А разница лишь в одном. Лирический герой Шнурова говорит о себе, а лирический герой Газзаева – о Слуцком.
Как Федун тоже говорит о ком-то другом, но не о себе.
Газзаев трансформировал свой успех на поле в то, что он считает вечным: он продвигал идею Объединенного Чемпионата с Украиной, которая требовала всего-то миллиарда денег. Он продвигает сына, который получает команду за командой, бюджет за бюджетом. Футбольный клуб «Алания» пал на этом пути в неравной борьбе с последствиями. Газзаев продвигается от малого к большому, пытается оставить свой след на земле и обеспечить будущее своей страны, своего футбола и своей семьи; просто все наоборот по сравнению, скажем, с людьми, которые разбогатели на производстве прохладительных напитков или памперсов, а потом устраивают международные научные премии или покупают футбольные команды, дабы - см. выше: оставить после себя благодарную память и дать потомкам вдохновляющий пример.
Вопрос в целеполагании
Тут я оставлю многоточие и напомню, что буквально на днях состоялся Санкт-Петербургский международный экономический форум, где настоящей бомбой стало выступление одного учёного с мировым именем, который руководит крупнейшей компанией в области инноваций. Смысл бомбительной его речи заключался вот в чем. Смотрите, сказал ученый с улыбкой: ваша страна, Россия, дала миру огромное количество гениальных идей. Русский учёный первым придумал, как передавать радиосигнал. Русский учёный придумал телевидение. Русские придумали массу суперполезных вещей, которыми пользуется весь мир.
Вот только всё для телевидения мы теперь приобретаем за границей. Причина у этого одна: идеи есть, а внедрять их нет никакой возможности. Чтобы возникла индустрия внедрения инноваций, рассказывал нобелевский лауреат, нужно, чтобы идеи падали в конкурентную почву на всех уровнях общества, чтобы была среда, в которой другие профессионалы найдут способы, борясь друг с другом, как из идеи сделать производство. Этого как раз у вас и нет, заключил профессор, резюмировав: вы пытаетесь получить молоко без коровы.
Каждый из нас получает молоко без коровы, посещая ближайший продовольственный. Только когда там не окажется молока, или у нас кончатся деньги, дома молока тоже не станет. С футболом точно так же, только вместо молока – игроки.
Этот ученый на форуме, божий одуванчик, не знал о беспримерном успехе российских болельщиков, достигнутом ровно по проверенному рецепту. Иначе он бы выступил на конференции РФС и показал на их примере, как это работает.
Просто всё наоборот.
Поэтому мы видим, с одной стороны, португальского фаната, который прорывается на поле, чтобы сфотографироваться с Роналду, и рыдает, когда ему это удалось.
И с другой стороны, мы видим Игоря Акинфеева, который после матча идет на трибуну, потому что ситуация с героями и ответственными совершенно иная.
С одной стороны, мир смотрит на футбольное Евро, с другой, мы смотрим на видео с марсельских улиц. Победы притягательны, рецепт их схож. Вопрос в целеполагании: к чему реально стремишься, того и добиваешься.