Талоны на сытую жизнь
Кризис вызвал постепенное возвращение карточек на продукты питания
В Россию возвращается карточная система. Правда, пока в отдельно взятых регионах и для отдельных категорий малообеспеченных граждан. И не из-за дефицита продуктов, а из-за дороговизны товаров. На прошлой неделе в Новороссийске ввели продуктовые талоны на хлеб для малоимущих жителей. По мнению экспертов, карточки могут распространиться и в других регионах, если кризис затянется. Кроме того, в нынешних условиях карточная система неизбежно приведет к росту коррупции и в результате львиная доля помощи в реальности достанется своим коммерсантам, а не беднякам.
Бессрочная акция «Социальный хлеб» стартовала на прошлой неделе в Новороссийске. Теперь малообеспеченные граждане смогут получить бесплатный хлеб по талонам. Людям, представившим документы о доходах и составе семьи, раздадут 15 талонов на месяц. За каждый талончик бесплатно дадут буханку хлеба стоимостью 13 рублей. На прилавках специальных магазинов этот продукт можно будет найти по табличкам «социальный хлеб». В городской администрации сообщили, что будут рассчитываться с магазинами по количеству сданных талончиков. И что эта антикризисная мера не будет ограничена во времени. Бесплатным хлебом будут обеспечивать малоимущих столько, сколько потребуется. К началу акции уже 648 новороссийцев заявили о желании получить бесплатный хлеб.
Следует отметить, что в России это уже не первая попытка накормить народ по талонам. Правда, нередко эти меры принимают весьма экзотическую форму. Так, в Волгоградской области не так давно начала действовать программа адресной помощи, в рамках которой малоимущие пенсионеры могут получить раз в полгода талоны на 200 рублей. Правда, чтобы получить эти заветные карточки, пожилым людям придется собрать целый ворох справок из разных инстанций вплоть до справки о получении инвалидности и разрешении на получение субсидий. Вопрос только в том, что сможет купить пенсионер на 200 рублей, потратив при этом время и силы на сбор требуемых справок.
Идея возврата карточной системы пользуются большой популярностью у народа. Согласно опросу ВЦИОМ, около 62% россиян поддерживают введение продуктовых карточек для бедных слоев населения. В прошлом году эта идея находила поддержку только у 51% граждан. По мнению 58% опрошенных, введение продуктовых карточек позволит малообеспеченным гражданам полноценно питаться.
Эксперты неоднозначно оценивают возвращение карточной системы. По мнению научного руководителя Центра социальных исследований и инноваций, заведующего Центром социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера, правильно то, что карточки были введены на региональном уровне. «Помощь должна быть адресная, – сказал эксперт. – Везде ситуация разная, это проблема местных властей, там люди лучше знают, кто бедный, а кто нет». Заместитель председателя комитета по труду и социальной политике Госдумы Олег Шеин также оценил хлебные карточки как разумную меру. Он рассказал, что сейчас помощь по линии соцзащиты может быть оказана малоимущим гражданам только раз в год по их заявлениям. В Астраханской области эта помощь составляет 2–2,5 тыс. рублей. «Но это разовая помощь, – пояснил депутат. – А карточки на продукты смогли бы постоянно подпитывать материальное благосостояние человека». А вот председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин хотя и положительно оценивает данную меру социальной поддержки, но считает, что вместо того, чтобы выдавать бесплатно продукты, лучше бы перечислили пенсионерам деньги на карточку банковскую. «Это более правильно и технологично», – сделал вывод эксперт.
Категорически против хлебных карточек выступил председатель Союза потребителей Петр Шелищ. По мнению эксперта, таким образом мы фактически возвращаемся к натуральному принципу социальной поддержки, который отменили во время монетизации льгот, хотя «не всем эта натура нужна». Когда отменяли льготы, вспоминает г-н Шелищ, то аргументировали, что не все пользуются транспортом, не все лечатся в санаториях, поэтому необходимо выдавать деньги. Во время кризиса, когда дефицитом стали деньги, власти пошли в обратном направлении, предлагая продукт вместо наличных. «Не все люди едят хлеб, некоторым по состоянию здоровья он противопоказан, – объяснил эксперт. – И что делать этим людям с хлебом – продавать соседу? Дайте кредитное обязательство на эту сумму на более широкий ассортимент продуктов. Кто-то купит хлеб, кто-то сметану». Такая же поддержка ставит людей в заведомо унизительное положение.
Кстати, система, когда на карточку перечисляют деньги, food stamps, действует в США с середины XX века. В 2008 году, опираясь на американский опыт, закон о продуктовых карточках активно лоббировала «Единая Россия». Председатель комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев весной прошлого года даже заявлял, что осенью в Госдуму будет внесен соответствующий законопроект. По расчетам депутатов, на реализацию этой идеи должно было понадобиться 10 млрд. рублей. Г-н Исаев говорил, что карточки частично нейтрализуют растущие цены на продукты питания. Депутат даже выделил группы населения, которые смогут покупать продовольствие по более низким ценам в специальных магазинах: одинокие и неработающие пенсионеры, инвалиды I и II группы, многодетные и неполные семьи, а также семьи с детьми-инвалидами. «Это даст гарантии, что очень бедные люди не останутся голодными, – торжественно заявлял тогда Андрей Исаев. – Жизнь приводит к тому, что это решение будет принято». Но жизнь, а точнее финансовый кризис привели к тому, что проект закона тихо похоронили. По мнению экспертов, в российских условиях сеть социальных магазинов, работающих по безналичному расчету, можно создать в больших городах, но не в сельской местности, где о платежных терминалах даже не слышали. Поэтому у нас более органичен старый проверенный способ выдачи талонов.
Стоит отметить, что богатый опыт карточной практики у нас имеется. Карточная система была впервые введена в 1916 году в Российской империи. Начиная с 1917 года карточки широко использовались в Советской России. Вновь карточная система была введена в СССР в 1929 году в связи с началом индустриализации, в 1935 году она была отменена. Последний раз карточки на мясо, масло, сахар и другие продукты вернулись в 1990-х годах, но вскоре исчезли с распространением свободной торговли. Правда, между прошлыми и современными продуктовыми талонами есть большая разница. Если раньше карточки вводились потому, что на прилавках магазинов было «шаром покати». То сейчас наблюдается дефицит денег. За галопирующим подорожанием продуктов многим гражданам просто не под силу угнаться. Так, только по данным Росстата, цены на продовольственные товары за прошлый год выросли на 16%. И, по мнению экономистов, останавливаться на достигнутом уровне не собираются.
Эксперты также отмечают коррупционные риски введения подобных продуктовых карточек. По мнению Петра Шелища, в случае с бесплатным хлебом возможна форма поддержки некой приближенной к местной власти компании, которая этот хлеб производит. Прогнозирует риски создания коррупционных схем в связи с определенными, выделенными для социально необеспеченных слоев населения магазинами и депутат Олег Шеин. По его мнению, «начнут повышать стоимость карточки, и помощь, которая должна быть оказана бедным, в результате перейдет совсем не тем, кому предназначалась».
Тем не менее вполне вероятна тенденция, что подобные карточки будут распространяться по всей России, особенно в условиях кризиса. Власти уже нескольких регионов заявили о возможном введении карточной системы для некоторых категорий малообеспеченных граждан. Большого количества денег в бюджете на поддержку малоимущих слоев населения нет. А вот договориться с магазином о продаже недорогих продуктов взамен на некие льготы гораздо легче. Как считает Евгений Гонтмахер, все будет зависеть от ситуации, «если будут снижаться доходы, не исключено, что карточек будет все больше и больше».