Бумажная Россия
Информационные технологии хорошо работают не в помощь гражданам, а для их наказания
В 2010 году должна закончиться федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия», на которую восемь лет назад было выделено 32 млрд. руб. Ее главная задача – максимально дебюрократизировать общение граждан с чиновниками, облегчить жизнь россиян. Пока же даже Госдума не перешла до конца на электронный документооборот. Что говорить о законодательной и исполнительной власти уровнем пониже. Население от ФЦП не получило практически ничего. Зато плодами прогресса успешно пользуются силовики, чтобы держать граждан под постоянным контролем.
Пока система электронного документооборота функционирует даже в Госдуме в экспериментальном режиме. Полностью отказаться от бумаги парламент планирует к 1 января 2010 года – именно тогда должна завершиться утвержденная в 2002 году федеральная целевая программа «Электронная Россия». Пока же некоторые депутаты выражают недовольство тестируемым нововведением – жалуются, что не могут вовремя получить тексты законопроектов. «Техника отказала, и теперь у меня чуть ли не целая бригада разбирается с этим. Это не на пользу нашей работе», – заявил депутат Сергей Решульский.
«Электронную Россию» восемь лет назад радостно приветствовали и шумно пропагандировали. Электронный документооборот повсюду – от федеральной власти до местной. Граждане будут получать любые услуги от государства, не выходя из дома. Сиди у компьютера и посылай запрос в любое госучреждение на получение справки или иного документа. Тебе быстро ответят, и, может быть, даже в идеале пришлют по Интернету все необходимые бумаги, скрепленные электронной цифровой подписью. За квартиру и коммуналку со временем тоже будем платить в Сети, истории болезни сплошь будут на электронных носителях – шли любому светилу, и он тебя проконсультирует…
Увы, 2010 год все ближе, а электронное правительство, похоже, все дальше – до чиновников достучаться крайне сложно, а в госучреждениях продолжается бумажная волокита. В быту тоже мало изменений. В столице квитанции о квартплате рассылают Единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ) каждого района. Их обычно кладут в почтовые ящики, но если вдруг квиток не дошел или потерялся, то получить его повторно можно, только лично подъехав в ЕИРЦ. А ведь гораздо удобнее было бы скачивать этот документ с сайта того же ЕИРЦ, который, кстати, есть, а затем распечатывать и оплачивать. Сейчас же в Интернете можно узнать лишь часы работы расчетных центров.
Это лишь самый простой пример того, каких трудностей могли бы избежать люди, согласись все госучреждения подружиться с Интернетом. Но есть и случаи гораздо сложнее. Уже не первый год чиновники обещают ввести в российских больницах электронные медицинские карты пациента. Член правления Лиги защитников пациентов Алексей Старченко рассказал, что «практически нигде это до сих пор не появилось», потому что необходимы «серьезные капиталовложения для создания больших серверов, которые будут хранить огромное количество информации». Также нужны средства для подготовки кадров, которые смогут каждую письменную строчку истории болезни превращать в электронную. «В некоторых крупных медицинских учреждениях такие эксперименты проводятся, но в целом данный процесс никто не контролирует», – сообщил г-н Старченко.
По его словам, электронные карты оказались бы серьезным подспорьем «в области высокотехнологичной медицинской помощи». Например, врачи районной больницы в каком-нибудь малом городке имели бы возможность пересылать историю болезни пациента по электронной почте, скажем, в Институт трансплантологии. Там специалисты тут же с ней ознакомились бы и приняли решение, брать пациента или нет. «Сейчас по почте посылают какие-то бумаги, теряются по дороге амбулаторные карты или рентгеновские снимки, и непонятно, что делать. А человеку это может стоить не только здоровья, но в некоторых случаях и жизни», – заключил Алексей Старченко. А как такие карты нужны врачам скорой помощи, которые постоянно сталкиваются с проблемой, когда пациент в тяжелом состоянии не может сам ответить на важнейшие для его здоровья вопросы.
Эксперты с горечью отмечают: о каком электронном документообороте и электронных медкартах может идти речь, когда в стране до сих пор нет нормальной единой базы российских граждан. Вплоть до вмешательства прокуратуры чиновники при обмене паспорта нередко требовали подтверждения подлинности гражданства. «Из-за отсутствия единой базы россиян к нам сотнями обращаются те, у кого изъяли паспорта. А дело в том, что еще в 90-х такую базу пытался создать МИД, но делал это крайне небрежно – например, в какой-то деревне могли паспорт выдать, а в базу он не попадал», – рассказала председатель комитета «Гражданское Содействие» Светлана Ганнушкина. По ее словам, потом эта самая база была передана МВД, а после попала в миграционную службу.
До сих пор нет в стране и единого электронного реестра юридических лиц. «О какой тут «Электронной России» можно говорить, если для того, чтобы узнать, существует ли та или иная организация, независимо, коммерческая или некоммерческая, нужно сначала выяснить, в каком регионе она была зарегистрирована», – возмущается председатель межрегиональной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. Он рассказал, что сейчас для получения такой информации приходится направлять в региональные органы юстиции или налоговой службы запрос, и оттуда ждать ответа иногда очень долго. «Просто зайти куда-то на открытый реестр в Интернете и проверить, есть такая организация или нет, пользователь не сможет, потому что такого реестра нет в природе», – говорит правозащитник. По его словам, «практической пользы от программы «Электронная Россия» нет, это просто пиар и дань моде».
О том, что программа не оправдала возложенных на нее надежд, на прошлой неделе говорил и президент Дмитрий Медведев, выступая на первом заседании Совета по развитию информационного общества России. Глава государства отметил, что купленные чиновникам самые мощные компьютеры используются лишь как продвинутые пишущие машинки, а так называемое электронное правительство он назвал «химерой». Бюрократы по-прежнему изводят тонны бумаги, россияне крайне редко могут обратиться к ним через Интернет и практически никогда не имеют возможности проследить путь своего обращения. А ведь когда-то на эту программу было выделено 32 млрд. руб.
«Но, по крайней мере, все министерства и федеральные службы обзавелись сайтами. И в регионах тоже что-то такое есть», – смягчает ситуацию заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. А вот независимый политолог Дмитрий Орешкин убежден, что простым гражданам это практически ничего не дает. Он считает, что чиновники намерено «спускают на тормозах» все задумки федеральной власти, зная, что информатизация бюрократии неизбежно приведет к ее прозрачности. «Им просто невыгодна, не нужна, вредна и даже опасна лишняя прозрачность. Сейчас ведь почти любой государственный орган даже то, что он обязан публиковать, не публикует», – говорит г-н Орешкин. Он прогнозирует, что, возможно, у нас и появится полноценное электронное правительство, но только «когда государство начнет служить гражданам, а не граждане государству».
Пока же, если и есть «Электронная Россия», то там, где граждан наказывают. Например, судебные приставы давно создали единую базу должников, обзавелись ноутбуками с беспроводным Интернетом, и активно пользуются ими во время совместных с ГИБДД рейдов, отлавливая неплательщиков прямо на дорогах страны. А на днях директор ФССП Артур Парфенчиков рассказал, что скоро приставы будут еще проводить «электронные торги по продаже арестованного имущества», списывать деньги с мобильных телефонов неплательщиков, оповещать должников через Интернет и SMS-сообщения. В Санкт-Петербурге уже выехали на дороги «мобильные группы» судебных приставов с передвижными аппаратно-программными комплексами «Поток-Д» – это ноутбук, соединенный с двойной видеокамерой, установленной на машине. В память этого мощного компьютера поместили единую базу зарегистрированных за должниками автомобилей, и как только в глазок камеры попадает соответствующий номер, ноутбук подает звуковой сигнал. Одновременно комплекс формирует базу данных всех проезжающих мимо машин, и сохраняет эту информацию на будущее – вдруг завтра кто-то попадет в «черный список» – найти будет легче.
Не отстают в освоении новых технологий и сотрудники ГИБДД. На прошлой неделе они заявили, что готовы снимать штрафы с банковских карт нарушителей ПДД прямо на месте происшествия. Для этого инспекторам на дорогах будут выданы специальные устройства. «Тут все банально – ведь в нашей стране власть принадлежит силовикам – у них больше всего депутатов в Госдуме и немало людей в исполнительной власти. Поэтому все достижения науки и техники используются, прежде всего, для того, чтоб упростить работу силовиков, и не работают на граждан», – пояснил председатель Движения за права человека Лев Пономарев.