Узники болезни
Каждый 10-й гражданин России - инвалид
Международный день инвалидов, отмечавшийся вчера во множестве российских регионов спецмероприятиями, не обошелся без политики. Рассказывая о достижениях на ниве улучшения качества жизни инвалидов в России, представители исполнительной власти не забыли упомянуть о том, какую роль сыграли инвалиды в прошедшем голосовании.
Например, первый заместитель мэра Москвы Людмила Швецова (председатель совета по социальной политике при президиуме политсовета МГРО партии "Единая Россия") сообщила журналистам, что на выборах в Думу проголосовало 98% московских инвалидов-колясочников. "Около 400 человек пришли на избирательные участки, остальные проголосовали на дому", - пояснила Швецова.
Остается надеяться, что активная гражданская позиция инвалидов будет вознаграждена. Хотя бы тем, что будет отменена ужасающая процедура сбора справок, необходимых для заполнения карты «Индивидуальной программы реабилитации инвалида». Или же наконец будут созданы условия для тех же колясочников, чтобы они могли сами добираться до места проведения выборов, если того захотят.
Зарубежные законы об инвалидах
В США органы власти всех уровней должны согласно закону обеспечивать людям с ограниченными возможностями одинаковый доступ к различным видам деятельности и услугам. Например, строительные компании обязаны учитывать потребности инвалидов при возведении новых и реконструкции старых зданий. Общественный транспорт должен быть оборудован подъемниками для инвалидов-колясочников, а станции метро - лифтами. Специальные пандусы установлены также во всех общественных учреждениях, а устные объявления зачастую сопровождаются бегущей строкой. Хотя в США, в отличие от Европы, не существует системы квотирования рабочих мест, закон запрещает дискриминацию инвалидов при приеме на работу.
Немецкая конституция уравнивает инвалидов во всех правах с другими гражданами. Кроме того, существует отдельный федеральный закон, согласно которому для людей с ограниченными возможностями должны быть созданы все необходимые условия в общественном транспорте, а также в жилых и офисных зданиях. После полугода работы человека с ограниченными возможностями нельзя уволить без согласия специального ведомства по опеке инвалидов.
Равные права подразумевают и одинаковые ограничения. В Германии инвалидам запрещено управлять коляской с электрическим приводом в состоянии алкогольного опьянения. Нарушитель будет оштрафован на сумму до 2 тысяч евро, после чего ему несколько месяцев придется ездить на обычной инвалидной коляске.
Французский закон о защите людей с ограниченными возможностями был принят еще в 1975 году. Тем не менее условия для инвалидов созданы далеко не везде. По данным Ассоциации парализованных больных Франции, более 90% всех автобусных маршрутов не приспособлены для перемещения инвалидов.
Японские власти еще в начале 1990-х годов разработали долгосрочный план помощи инвалидам, который включает в себя пакет соответствующих законов. Были приняты новые строительные нормативы, учитывающие потребности инвалидов. К примеру, для слепых на полу общественных зданий выложены специальные резиновые дорожки, по которым можно легко ориентироваться. В некоторых учреждениях в обязательном порядке должны висеть таблички с информацией, написанной шрифтом Брайля. И конечно, во всех общественных местах должны быть установлены пандусы и специальные подъемники для инвалидов-колясочников.
По данным Минздравсоцразвития, в России проживают почти 14,5 млн инвалидов - это примерно 10-я часть населения страны. Этот показатель имеет устойчивую тенденцию к росту, хотя и находится пока на общемировом уровне в 10%. Таким образом, в каждой четвертой семье есть один инвалид.
Подавляющее число российских инвалидов - 85% - не трудоустроены. У инвалидов II и III групп ситуация еще хуже: лишь 8% из них имеют работу.
Конечно, инвалидам полагается пособие по инвалидности - оно разнится в зависимости от группы, но не превышает 2 тысяч рублей. В отдельных регионах есть надбавки, которые могут увеличить сумму в два раза, но и 4 тысячи рублей по сегодняшним временам - это сущие копейки.
При этом примерно 45% российских инвалидов - люди трудоспособного возраста. Многие из них очень хотели бы трудиться и зарабатывать на жизнь, но просто не имеют такой возможности.
Безбарьерная среда обитания
Те, кто часто ездит по миру, например в Европу, удивляются, как много на улицах инвалидов. На самом деле, в развитых странах инвалидов отнюдь не больше, чем в России. Просто для них созданы куда более комфортные условия передвижения. Средства транспорта, общественные учреждения - все оборудованы специальными подъемниками для инвалидов.
В России таких возможностей инвалидам не предоставляется. Галина Калашникова, директор Центра реабилитации инвалидов «Надежда» в Химках, заявила в интервью "Газете", что самая большая проблема - возможность обеспечить для инвалидов безбарьерную среду обитания. "Наш центр обеспечен и пандусами, и подъемниками, но как только людям надо попасть в больницу, в аптеку, не говоря о музее или театре, условий для них нет, - отметила она. - Все обещания остаются пустыми декларациями. Нам пришлось обзванивать избирательные участки и приглашать сотрудников на дом к инвалидам, поскольку участки все находились в школах, а туда инвалидам для голосования не попасть, пандусов нет".
Естественно, отсутствие пандусов и подъемников мешает очень многим инвалидам и в трудоустройстве. Представьте себе, как добраться до работы человеку в инвалидной коляске. Спуститься в московское метро для колясочника - это подвиг.
Ужасные советские времена
«Нам от Советской власти досталась абсолютно неприспособленная среда для обитания инвалидов в городе», - посетовала вчера Людмила Швецова, добавив, что в советское время эта тема вообще была поставлена в государстве нецивилизованным образом. По ее словам, власти Москвы хотели бы создать доступную среду обитания на уровне европейских стран, но не могут «одним махом сразу решить все вопросы, связанные с этой проблематикой».
Что ж, в Советском Союзе вопросами инвалидов действительно занимались из рук вон плохо. Однако многое было сделано в 1990-е, которые сейчас так модно называть "страшными". Например, принятый в 1995 году закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признан экспертами одним из лучших в мире. Он положил начало созданию системы реабилитации инвалидов, в стране началось строительство специальных центров, была разработана система льгот и т.д.
Однако в 2005 году Госдума решила поправить закон. "Когда вышла новая редакция закона об инвалидах, были убраны практически все льготы, которые нам полагались, - рассказывает Вадим Воеводин, президент Всероссийского фонда социально-правовой защиты и реабилитации инвалидов. - Кроме того, были урезаны все льготы, полагающиеся людям, которые помогают инвалидам. Средний размер пенсии по инвалидности сегодня составляет 2 тысячи рублей, при этом список лекарств, которые можно получить бесплатно, был существенно сокращен. Теперь там не осталось ни одного жизненно необходимого препарата".
По словам Воеводина, практически не существует и бесплатного санаторно-курортного лечения. Сегодня его могут добиться только дети-инвалиды, да и то в исключительных случаях. Формально по закону районная управа или префектура обязаны инвалидам оборудовать квартиру и выход из дома в случаях, когда это необходимо. Однако чиновники постоянно отвечают, что у них нет денег.
"Этим летом был случай: Владимир Путин пригласил к себе российского чемпиона параолимпийских игр, однако тот сказал, что приехать не сможет, потому что у него нет физической возможности выйти из дома. Только благодаря тому, что в дело вмешался Путин, человеку оборудовали квартиру и выезд из дома", - рассказал Вадим Воеводин.
Театр абсурда
Вчера российские чиновники обещали улучшить жизнь инвалидов. Так, Минздравсоцразвития пообещало, что 18 декабря проведет заседание общественного совета, на котором будет обсуждаться упрощение процедуры переосвидетельствования инвалидов. "Каждые два года инвалид обязан подтверждать свою инвалидность. Причем делать это должны даже те, у кого ампутированы конечности, - делится опытом знакомый одного из авторов этого материала. - Пройти эту комиссию - задача не из простых. Сначала за два месяца к ним надо записаться, затем приехать второй раз, чтобы получить направление на диспансеризацию в поликлинику. Потом пройти диспансеризацию, а затем вновь приехать на комиссию, которая определит степень нетрудоспособности. Стоит отметить, что, как правило, эти комиссии располагаются на втором-третьем этажах, при этом ни пандусов, ни лифтов у них не предусмотрено".
Конечно, любые благие начинания Минздравсоцразвития можно только поприветствовать, даже если речь идет о внесении изменений в абсолютно абсурдную процедуру, придуманную самими чиновниками. Однако, как и в случае с параолимпийцем, толчком для действий чиновников послужило публичное обращение одного из инвалидов к Владимиру Путину, который пообещал разобраться с ситуацией.
Порочный круг
Проблем у российских инвалидов так много, что их невозможно описать в одном газетном материале. С инвалидов берут взятки за справки, заставляют передвигаться из одного конца города в другой за какой-нибудь бумажкой, выстаивать в очередях. Их отправляют в санатории на море, которые находятся на скалах (спуск к морю по ступенькам), и селят при этом на третьем этаже (без лифта).
Но дело не только в чиновниках, но и в обычных гражданах. Общество отталкивает инвалидов. Например, Людмила Швецова рассказала вчера о проблемах интеграции детей-инвалидов в общий образовательный процесс. "Наш менталитет не подготовлен к этому, и ребенок-инвалид вызывает не только сочувствие, но иногда и отторжение. Для того чтобы дети-инвалиды пришли сегодня в наши детсады, школы, нам нужно еще много работать и с родителями, и с самими детьми, чтобы все это было воспринято с должной толерантностью. Это, может быть, самая сложная задача", - подытожила Швецова.
Вы инвалидов замечаете?
Оксана Дмитриева, народный министр соцзащиты в 1998 году, депутат Госдумы первого - четвертого созывов:
Замечаю, и у этих 10 млн человек есть масса проблем. Например, система пенсионного обеспечения построена так, что инвалиду невыгодно работать, но выгодно изменять степень ограничения трудоспособности. Нужен другой механизм расчета, потому что инвалиду не выработать такую пенсию, стаж и заработок, как это может сделать здоровый человек.
Также не решен вопрос о трудоустройстве инвалидов. А льгота по предоставлению автотранспорта инвалидам-опорникам просто ликвидирована! То есть для тех, кто встал на очередь после 1 января 2005 года, автотранспорт бесплатно не предоставляется, а ведь без этого они не смогут быть вовлеченными в социум.
И еще: когда дети-инвалиды вырастают и теряют этот статус, то им часто присваивают ограничение трудоспособности I степени. А это крайне низкая пенсия, невозможность работы и нищенское существование.
Анатолий Куликов, министр внутренних дел в 1995-1998 годах, председатель правления Всемирного антикриминального антитеррористического форума:
Отношение изменилось, и инвалиды теперь имеют неплохие льготы. Но плохо, что инвалиды, не достигшие 60 лет, обязаны проходить переосвидетельствование. Года четыре назад я приехал на сельхозпредприятие, находившееся в одном небольшом населенном пункте. Вдруг уже в конце встречи поднимается человек лет 50 с лишним и говорит: «Генерал, вы все говорили правильно. Но для того чтобы подтвердить на будущий год свою инвалидность, мне сейчас надо отвезти взятку 6 тысяч рублей. Как будто у меня нога вдруг может вырасти». По-моему, такие глупости должны быть устранены.
Юрий Стоянов, народный артист России:
Я в 1989 году был на гастролях в Японии и часто там гулял по городу. В Токио меня очень раздражало, что на всех тротуарах в центре была какая-то шершавая плитка. Я все время старался обойти ее и иногда даже спотыкался. Но заметил, что плитка иногда меняет рисунок. Я не очень этому придавал значения, но все же попросил объяснить, зачем она. И ребята из нашего консульства рассказали, что это дорожка для инвалидов по зрению и предназначена для того, чтобы они не пользовались палочкой и даже не брали ее с собой, а могли в обуви на тонкой подошве тактильно ощущать рисунок плитки. Потому что изменение рисунка всегда что-то обозначало: например, пешеходный переход, магазин, общественный туалет.
У меня от всего этого был просто шок. Представляете, это как будто государство за все просит у них прощения. По-моему, это грандиозно, и в этом смысле мы находимся на какой-то другой планете.
Я уж молчу про то, как в Японии организованы съезды, подъемы, туалеты, возможности входа и выхода инвалидов в общественном транспорте. Там понимают, что у человека уже есть беда, и больше к ней на каждом шагу ничего не добавляют и больше его не унижают.
Лев Селезнев, вице-президент Параолимпийского комитета России, президент Федерации физической культуры и спорта инвалидов России:
А как вы думаете, если мы так убедительно выиграли у всех зимние Параолимпийские игры в Турине? У нас было 13 золотых медалей, а второе место сборная команда Германии завоевала лишь с семью золотыми медалями. И у нас одни условия для тренировок, а у них - несколько другие.
Все это говорит о государственной политике в отношении инвалидов, которая стала намного интереснее и привлекательнее по сравнению с прошлыми годами.