Безвизовый обмен
Россия ответила Великобритании взаимностью
Вчера президент Владимир Путин выразил уверенность, что Россия и Британия справятся с «мини-кризисом» в двусторонних отношениях. «Я думаю, что российско-британские отношения будут развиваться нормально. Мы заинтересованы в развитии этих отношений как со стороны России, так и со стороны Великобритании», -- сказал российский лидер. Вместе с тем он отметил: «Нужно соизмерять любые свои действия со здравым смыслом, уважать законные права и интересы своих партнеров. Тогда все будет получаться наилучшим образом».
«Мини-кризис» начал разрастаться после того, как глава английской дипломатии Дэвид Миллибэнд объявил в понедельник о высылке четырех российских дипломатов, а также о замораживании переговоров с Россией об облегчении визового режима. Таков был британский ответ на отказ Москвы выдать россиянина Андрея Лугового, обвиняемого Лондоном в отравлении осенью 2006 года бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко радиоактивным полонием-210.
Вчера Россия обнародовала свой пакет ответных мер. Москва намерена выслать четырех британских дипломатов, российские официальные лица отказываются от поездок в Великобританию, кроме того Россия прекращает сотрудничество с Великобританией по вопросам борьбы с терроризмом, заявил представитель МИДа России Михаил Камынин. Он сообщил, что послу Великобритании Тони Брентону (на снимке) была официально вручена «нота об объявлении четырех сотрудников британского посольства в Москве персонами нон грата». Дипломаты должны будут покинуть Россию в течение десяти дней.
Что касается поездок чиновников, то «российские официальные представители не будут запрашивать британскую визу, а аналогичные запросы британского правительства рассматриваться не будут». Российский дипломат резюмировал, что эти меры «носят адресный, взвешенный и минимально необходимый характер».
Эти меры в Лондоне оценили двояко. С одной стороны, Москва не оставила никаких сомнений, что выдача Лугового исключена. С другой -- в Великобритании удовлетворены симметричностью российского дипломатического ответа и его относительно спокойным тоном, что свидетельствует о нежелании Кремля раздувать конфликт и намерении удержаться от большого скандала.
Источник в британском МИДе сказал, что задержка с ответом породила в Лондоне опасения, что Россия готовит какой-то сюрприз. И то, что вчерашнее заявление российской стороны было «зеркально адекватным», было воспринято с удовлетворением. Источник считает, что принятые Россией меры вряд ли повредят нормальному ходу взаимных контактов. Без четырех дипломатов оба посольства вполне обойдутся. А официальные поездки чиновников -- это вообще не проблема. Если понадобится, они всегда найдут способ войти в контакт со своими британскими коллегами.
Заявление о прекращении сотрудничества в борьбе с терроризмом выглядит достаточно пугающе. Однако, как подчеркнул источник, в действительности широкого сотрудничества не было и до нынешнего кризиса.
Для порядка глава британского МИДа выразил разочарование решением Москвы и назвал выдворение британских дипломатов «несправедливым». Вместе с тем министр Миллибэнд не скрывал своего удовлетворения поддержкой, оказанной его стране со стороны ЕС и США. Накануне руководство Евросоюза выразило «разочарование в связи с неспособностью России конструктивно сотрудничать с властями Великобритании». А вчера госсекретарь США Кондолиза Райс заявила: «Россия должна полностью сотрудничать в деле, направленном на расследование этого ужасного преступления, совершенного на британской земле».
Выступая вчера вечером перед академической аудиторией в «Чатхем Хаусе» (Королевский институт международных отношений), министр Миллибэнд подчеркнул, что Великобритания искренне хочет стабильных и предсказуемых отношений с Россией. По мнению политологов, с которыми корреспонденту «Времени новостей» удалось пообщаться в «Чатхем Хаусе» после выступления министра иностранных дел, сейчас в отношениях между обеими странами возникнет пауза. Один из собеседников назвал ее шахматным термином «цугцванг» -- ныне любой ход лишь ухудшает позицию. И если не будет новых резких шагов, конфликт постепенно перейдет в вялотекущую фазу и в конце концов будет спущен на тормозах.