Дерипаска увернулся
Лондонский суд отказал Михаилу Черному в иске
Михаилу Черному не удалось отсудить у Олега Дерипаски деньги за 20% акций “Русала”. Представители Дерипаски добились отклонения иска. Черной обещает оспорить решение — и потребует с Дерипаски $6 млрд.
Иск против Олега Дерипаски Михаил Черной подал в Высокий суд Лондона в ноябре. До этого пять с половиной лет Черной ждал, не вернет ли Дерипаска ему долг, и, не дождавшись, потребовал через суд признать за ним право собственности на 20% акций “Русала” — либо компенсацию стоимости этого пакета.
В иске не была указана сумма требований, но Черной объяснил, что речь идет о стоимости 20% акций “Русала”, если исходить из оценки компании к слиянию с “Суалом” и Glencore.
Если бы иск был удовлетворен, Черной мог был получить с Дерипаски свыше $3 млрд — гендиректор “Русала” Александр Булыгин в прошлом году согласился с оценкой Объединенной компании в $25-30 млрд.
Черной и Дерипаска вместе работали с середины 1990-х. В 2000 г. “Ведомостям” Черной рассказал, как Дерипаска принял решение объединить принадлежавший им “Сибирский алюминий” с алюминиевыми активами Романа Абрамовича. Так родился “Русский алюминий”, половина его акций досталась Абрамовичу.
Эти акции Дерипаска у него выкупил. А в 2001 г. решил расстаться и с Черным. В марте того же года они подписали соглашения: Черной выходил из капитала “Сибала”, продав свою долю за $250 млн; Дерипаска также обязался в течение пяти лет начать продавать акции “Русала” третьим лицам и уплатить Черному “сумму, равную (Z*20 — $250 млн), где Z — стоимость 1% акций “Русала”.
Черной утверждает, что получил только $250 млн.
Как рассказал сотрудник “Базэла” (управляет активами Дерипаски), вчера Высокий суд Лондона отклонил иск Черного к Дерипаске, удовлетворив ходатайство ответчика об отсутствии юрисдикции по данному делу в Великобритании. По его словам, суд также отказался удовлетворить заявление Черного о предоставлении разрешения для обжалования данного решения.
Партнер юрфирмы “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин говорит, что ответчики всегда первым делом пытаются оспорить юрисдикцию разбирательства. Международные суды устали рассматривать разбирательства россиян, считает он, но Черной сможет продолжить судиться в Лондоне, если докажет, что есть обстоятельства, по которым дело должно рассматриваться именно там.
Черной объясняет, что юристы Дерипаски опротестовали указанный в иске факт, что Дерипаска — резидент Англии, хотя у Дерипаски там дом и там же живет его семья; опротестована была и форма вручения Дерипаске самого иска.
Черной рассказывает, что по английским законам судебный исполнитель должен либо передать иск в руки, либо кинуть в ноги ответчику. Когда судебный исполнитель пришел в дом Дерипаски в Лондоне, тот иск брать не стал, охрана Дерипаски к нему не подпускала, в конце концов иск был вручен дворецкому Дерипаски.
“Это лишь промежуточный этап судебного процесса, — убеждает Черной. — Дерипаска не оспаривает сути претензий по существу, а уклоняется от правосудия под техническими предлогами, он просто оттягивает неизбежное, ведь я буду оспаривать это решение суда в вышестоящей инстанции”.
Черной говорит, что долги Дерипаски перед ним только растут: “Думаю, на следующем этапе речь пойдет об иске на $6 млрд, ведь стоимость компании растет. Я не сомневаюсь, что добьюсь справедливости в суде”.
Представитель Дерипаски отказался комментировать ход и решение суда.
Представитель другого акционера UC Rusal — “Реновы” (владеет “Суалом”) не стал комментировать этот судебный процесс.
Отказались от комментариев и в Glencore.
UC Rusal — непубличная компания, отчетность не публикует, оценить ее реальную стоимость сложно, говорит аналитик “Траста” Александр Якубов. По его мнению, стоимость компании — около $30 млрд. Якубов напоминает, что один из акционеров UC Rusal — Виктор Вексельберг высказывал пожелание провести IPO компании до конца этого года. “В этой связи Дерипаске лучше не затягивать судебные разбирательства с бывшим партнером, а скорее расставить все точки над i”, — заключает он.
Против Дерипаски в Америке и Европе судились бывший совладелец Новокузнецкого алюминиевого завода Михаил Живило и совладелец Красноярского алюминиевого завода Анатолий Быков. Дело в обоих случаях закончилось мировыми соглашениями. Недавно такое же соглашение подписано и с бывшими партнерами Дерипаски по Таджикскому алюминиевому заводу.