Заглянули в пропасть
Судя по январским данным Росстата, Россия вступила в стадию обвала промышленного производства. Нарастает и кризис в регионах – количество субъектов-доноров сократилось за год в 2,5 раза

На фоне олимпийской шумихи и украинского пожара как-то бочком проскользнули январские итоги в промышленном и финансовом секторе. А они настолько красноречивы, что заставляют задуматься.
По мнению аналитика Владислава Жуковского, масштабы затухания экономики беспрецедентны. «Сжатие производственной активности в январе 2014 г. не получается списать ни на какие внешние факторы – это закономерный результат … вступления в ВТО и удушения экономики высокими процентными ставками, завышенным обменным курсом рубля, фискальным фетишизмом и коррупционными поборами», считает он.
Действительно, если в январе 2010 г. темпы роста составляли 8,5%, годом позже – 6,2%, в январе 2012-го 3,2%, в начале 2013-го экономика топталась на месте, то январь 2014 г. дал снижение на 0,2% при оптимистичных прогнозах роста на 1,1%.
Застыли на нуле обрабатывающие производства. Но это в целом, а на деле в тех отраслях, которые являются или должны стать фундаментом инновационного развития, ситуация ушла в минус. Так, производство легковых автомобилей упало в январе на 14,1%, грузовых – на 58,8%, электродвигателей на 62,7%, микросхем 49%, газовых турбин 85,5%, электровозов на 10% и т.д.
За счет чего удалось не свалиться в более глубокий «минус»? Снова за счет сырьевых отраслей, которые пока сохраняют инерцию роста (0,9%) при благоприятной мировой ценовой конъюнктуре.
Такого обвала не наблюдалось с памятной зимы 2008-2009 годов. Усугубляется он уже ставшим хроническим инвестиционным кризисом – за январь капвложения сократились аж на 7%!
Жирную точку в диагнозе экономической политики руководства страны ставит проверенный маркёр – показатель оттока капиталов. В январе из России «ушло» 17 млрд USD частного капитала. Это половина просчитанного Правительством же годового объема! Обвальное падение курса рубля, сокращение валютных резервов (20 млрд USD за месяц), реальный рост тарифов естественных монополий и, как следствие, неконтролируемая инфляция только усиливают кризисную ситуацию.
И здесь особо хотелось отметить два момента. Первое – это ситуация в регионах. По итогам 2013 года в России осталось только 6 регионов-доноров, профицит бюджета которых составил в совокупе 27 млрд руб. Годом раньше их было 16, а свободных доходов 76 млрд руб. Дефицит оставшихся региональных бюджетов за год увеличился почти в два раза – на 87%! На этом фоне неудивительным выглядит и резко скакнувшая вверх задолженность по заработной плате. Всего за 1 месяц задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней возросла в 19(!) раз, при этом федеральный бюджет задолжал в 41(!) раз больше по сравнению с кануном Новогодних праздников. Процесс этот охватил 42 региона, половину страны.
И второе. Резко усилили апелляции к господдержке даже те олигархические структуры, которые выступали «за» вхождение в ВТО. В частности, металлурги. «В прошлом году в России рост производства стали замедлился, но одновременно импорт скакнул до 8 млн т (20% от потребления). Получается, что мы свой рынок никак не защищаем», заявил вдруг владелец НЛМК Владимир Лисин. Он уверен, что если правительство не разработает и не реализует систему мер поддержки частного металлургического бизнеса, то расклад сил здесь скоро переменится. Причем это может коснуться не только средних предприятий, но и крупных, отягощенных непомерной долговой нагрузкой. Например, ГК «Мечел».
Подобные призывы к спасению крупных частных компаний, которые стоили российскому бюджету за последние 5 лет не один миллиард долларов, еще больше усугубят ситуацию. И дело не в отсутствии средств (они у государства есть), а в том, что в очередной раз Правительство устами Аркадия Дворковича выразило готовность за госсчет финансировать программы развития крупных частных компаний. Не разработать систему развития, а оказать вполне конкретную адресную помощь лицам, которые, надо думать, не останутся неблагодарными.
Однако с такой политикой мы окажемся у разбитого корыта значительно раньше столетней годовщины Октябрьской революции. Если только Правительство чуть раньше не поймет, что спасти ситуацию может только продуманная госполитика. Которой в экономике мы последние 20 лет никак не наблюдаем.