Аркадий Абрамович пошел по стопам отца
Сын Романа Абрамовича покупает нефтяное месторождение в России
Подконтрольная сыну Романа Абрамовича Аркадию Zoltav Resources приобретет Колтогорское нефтяное месторождение в ХМАО. Сумма сделки составит $26 млн с дополнительными $20 млн в виде инвестиционных обязательств. Основным акционером CenGeo, владеющей лицензией, является совладелец "Сибуглемета" Валентин Бухтояров, который получит в обмен на нее 29,1% акций Zoltav. Независимые эксперты считают сделку весьма выгодной для господина Абрамовича.
Zoltav Resources Inc., 45% в которой владеет инвестфонд 19-летнего сына Романа Абрамовича Аркадия ARA Capital, выкупит компанию CenGeo, заплатив акциями своей допэмиссии на сумму $26 млн, сообщается в обязательном раскрытии информации Zoltav на Лондонской фондовой бирже. CenGeo владеет ЗАО "Сибирская геологическая компания", которому принадлежат лицензии на нефтяные участки Колтогорского блока в ХМАО. Продавцом CenGeo выступит Bandbear Валентина Бухтоярова.
В результате первой допэмиссии доля ARA Capital в Zoltav сократится до 20%, а контролирующим акционером станет Bandbear. Но затем последует новая допэмиссия в пользу ARA Capital на $20 млн. По итогам инвестфонд восстановит долю в Zoltav до 45%, а доля господина Бухтоярова составит 29,1%. Полученные средства Zoltav вложит в CenGeo. Другими крупнейшими акционерами Zoltav являются Марк Николас Томпкинс и Саймон Дрейк-Боркман. Их доли в компании по итогам сделок снизятся с 12% до 5,3% и с 2,5% до 1,1% соответственно.
Оценочные запасы месторождений ЗАО "Сибирская геологическая компания" ("Сибгеко") составляют 13 млн тонн. Сразу после закрытия сделки на участках планируется провести трехмерную сейсморазведку на площади 500 кв. км, а в 2015-2016 годах пробурить до четырех оценочных скважин.
Сама CenGeo купила "Сибгеко" только в феврале у "Газпром нефти". В 2007 году лицензии на разработку Колтогорской группы участков получила за $50 млн Sibir Energy. В 2011 году контроль над "Сибгеко" перешел к "Газпром нефти", которая консолидировала Sibir Energy. В "Газпром нефти" отказ от "Сибгеко" объяснили территориальной удаленностью Колтогорского блока от других активов нефтекомпании. Источник "Ъ" на рынке рассказал, что лицензии на изучение недр участков Колтогорского блока частично заканчивались уже в начале 2011 года (остальные — в конце 2013 года). Поэтому, по словам собеседника "Ъ", сама "Газпром нефть" исходно не рассчитывала выручить за актив больше $5 млн. Но CenGeo сразу после покупки "Сибгеко" удалось оформить все лицензии на добычу на 25 лет.
Причину участия в непрофильной для него сделке совладельца "Сибуглемета" Валентина Бухтоярова стороны не объясняют. Но источники "Ъ" на рынке говорят, что шахты "Сибуглемета" давно поставляют уголь на Западно-Сибирский и Новокузнецкий меткомбинаты холдинга Evraz, совладельцем которого является Роман Абрамович.
Сам Роман Абрамович вышел из нефтяного бизнеса еще в 2005 году, когда продал "Газпрому" за $13,1 млрд "Сибнефть", позднее ставшую "Газпром нефтью". По словам источников "Ъ" в окружении бизнесмена, он рассматривает возможность для возвращения в нефтяной бизнес. В частности, по словам источников "Ъ", близких к ТНК-ВР, консорциум AAR предлагал господину Абрамовичу поучаствовать в сделке по покупке доли в компании у ВР в качестве финансового инвестора, но договориться сторонам так и не удалось, в итоге ТНК-ВР была приобретена "Роснефтью". Аркадий Абрамович занимается вложениями уже два года. В 2011 году он за £3 млн приобрел 26% в Crosby Asset Management, специализирующейся на инвестициях в энергетику, а затем получил долю в Zoltav Resources. Обе эти компании активно инвестируют в разработку недр Австралии, Северной и Южной Америки. Также Zoltav в сентябре 2011 года направила по $235 тыс. на покупку расписок "Газпрома" и "Роснефти" и $156 тыс.— на акции ЛУКОЙЛа.
Несмотря на низкие исходные ожидания "Газпром нефти", Zoltav все равно приобрела "Сибгеко" дешевле рыночной цены, считает Валерий Нестеров из Sberbank Invesment Research. По подсчетам эксперта, Zoltav заплатила за запасы по категории C1+C2 10 центов за баррель, тогда как, например, ТНК-ВР в последние полгода покупала аналогичные лицензии по 40-50 центов за баррель.