Брендовые идеи
Накануне выборов, несмотря на настроения избирателей, партии не видят необходимости в переменах
Ровно через месяц в стране пройдет единый день голосования, последний перед федеральными выборами в нижнюю палату парламента, которые состоятся в конце года. Принимать участие в главном политическом событии года планируют все семь официально зарегистрированных в России партий. По мнению экспертов, все они в той или иной мере нуждаются в ребрендинге, поскольку многие их программы невнятны, а образы не узнаваемы. У самих партий иное мнение на этот счет, практически все партийные «дизайнеры» считают, что их бренд яркий и популярный и не нуждается в обновлении. И готовы они лишь на небольшие косметические изменения.
В изменении имиджа нуждаются все партии, такое мнение высказали интернет-пользователи на сайте «Новых известий». Прежде всего это требуется «Единой России», полагает больше половины наших читателей, принявших участие в опросе. Второй кандидат на смену образа – КПРФ. Подкорректировать свой имидж не мешало бы также «Яблоку», «Справедливой России» и ЛДПР. И меньше всего это необходимо сделать «Патриотам России» и «Правому делу».
На первый взгляд вроде бы участники политического пространства прислушиваются к подобным советам. Так, совсем недавно озаботилась своим образом партия «Справедливая Россия». Руководитель аппарата партии депутат Госдумы Олег Михеев неожиданно заявил, что к парламентским выборам эсэры, возможно, обретут новый символ – уссурийского тигра. Поскольку именно это животное из отряда кошачьих, по мнению депутата, является олицетворением справедливости. «Мы искали образ животного мощного, благородного, красивого и политически корректного», – пояснил результат выбора депутат. Но быстро остудил пыл своего однопартийца лидер партии Сергей Миронов. Он сразу опроверг разговоры о ребрендинге. Глава фракции «СР» в Госдуме Николай Левичев также заявил, что партия не собирается проводить ребрендинг и утверждать в качестве своего символа уссурийского тигра. Правда, представитель эсэров отметил, что ребрендинг обязательно произойдет, но итоговые решения будут приняты только на съезде партии.
А в блогосфере тут же разгорелась дискуссия, кто сильнее: тигр или медведь (символ «Единой России») и кто кого соответственно одолеет. И каким образом выбор тигра является выражением поддержки Владимира Путина, который неравнодушен к полосатым хищникам и даже принимал участие в форуме по спасению этих редких животных. Позже Олег Михеев добавил, что в преддверии выборов в Госдуму справороссы планируют поменять флаг (красная полоса на желтом фоне станет пурпурной), а также обзавестись гербом и эмблемой с двумя стилизованными буквами «СР». Кроме того, партийцы получат новые значки, наградные знаки и партийные билеты. Варианты нового герба партийцы даже планируют выставить на обсуждение в Интернет.
Предпринятые «Справедливой Россией» попытки подкорректировать свой образ далеко не первые. Многие партии время от времени пытаются с помощью изменений внешних атрибутов, корректировки программы, включения в свой состав новых лиц привлечь к себе больше внимания избирателей. Так, много раз пыталась подкорректировать свой образ партия «Яблоко», но, кроме замены Григория Явлинского на Сергея Митрохина на посту лидера, так по большому счету ничего и не предприняла. Пожалуй, самый серьезный ребрендинг осуществил СПС, превратившись в «Правое дело» и объединив в своем составе несколько партий. Но от этого привлекательней для избирателей эта организация так и не стала. Наоборот, от новой структуры отвернулись ранее симпатизирующие правым взглядам граждане. В результате многие из них перешли в стан партии «Яблоко». Неоднократно пытались с помощью «перезагрузки» привлечь к себе симпатии избирателей и другие партии.
Головной болью КПРФ на протяжении уже долгого времени остается молодежный электорат, который она пытается переманить на свою сторону с помощью применения современных технологий и риторики, направленной на молодежь. Как рассказали в КПРФ, на этот раз они решили сделать ставку на развитие активности в социальных сетях, которыми преимущественно пользуется именно молодежь. Чего только не перепробовала «Единая Россия» в попытках приобрести хоть какой-то устойчивый образ. Партия парламентского большинства делится то на крылья, то на платформы, устраивает разнообразные дискуссии в консервативных и либеральных клубах. Даже меняет «масть» медведя на партийной эмблеме. Но пока нащупать собственную идеологию оказывается не в силах.
По мнению экспертов, партии в основном занимаются косметическими изменениями, в то время как им нужен полноценный всесторонний ребрендинг. Сами представители партий оценивали свой бренд положительно и удивлялись, почему им нужно что-то менять?
По мнению генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, в ребрендинге из всех партий сейчас больше всего нуждается «Справедливая Россия». «В том виде, в котором она сейчас существует, у нее никаких электоральных шансов нет, – пояснил эксперт. – Ей нужен новый лидер, новые лозунги, новый вектор развития по той простой причине, что «Справедливая Россия» зависла между тем, чтобы быть второй ногой партии власти и оппозиционной партией. Она находится в промежуточном состоянии». По мнению политолога, это самый критический проект, который разваливается на ходу. У «СР» нет запоминающегося образа, а имеющийся воспринимается как расплывчатый и аморфный, соглашается руководитель региональных программ фонда развития информационной политики Александр Кынев. Изменения нужны всем, соглашается президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. «Бороться надо, прежде всего, за аполитичного избирателя, – пояснил политолог. – Оставшимся за бортом Госдумы партиям, очевидно, нужно приложить серьезные усилия, чтобы туда попасть». Эксперты также считают, что давно нужно разрабатывать новые лозунги КПРФ. «Причина в естественном убывании ее основного электората – пожилых людей, и коммунистам нужно обращать внимание на другие, более молодые группы людей», – полагает Алексей Мухин. «Единой России» нужно, прежде всего, избавляться от имиджа партии чиновников и бюрократов. А вот для ЛДПР, которая является партией моноперсональной, ребрендинг – вещь совершенно бесполезная, уверены специалисты. «Она полностью опирается на харизму Жириновского», – отмечает Мухин. «Правое дело» при нынешней диспозиции сил и нестабильном финансировании эксперты относят к умирающему проекту. Либеральный электорат сейчас все больше ориентируется на «Яблоко». А для самого «Яблока» не очень хорошим шагом явился уход Григория Явлинского с политической арены. Совсем непонятной, несмотря на громкое название, остается позиция «Патриотов России». При такой двойственной позиции (с одной стороны, оппозиционность, с другой – отсутствие критики власти) специалисты называют эту организацию «спящей партией».
«Пока не видно признаков обновления, серьезной борьбы за избирателя», – пояснил Михаил Виноградов. По мнению Александра Кынева, то, что происходит сейчас с партиями, – это не ребрендинг, а всего лишь небольшое ретуширование образа.
Что касается символов, то большой отдачи в избирательном процессе они не приносят, уверены эксперты. «Атрибутика никогда не играла большой роли, – убежден Алексей Мухин. – Символы, гимны, гербы не оказывают сильного воздействия на избирателя. А разнообразные календари, майки, ручки с партийной атрибутикой, большинством людей воспринимается как предвыборная сувенирная добыча. Но никаких гарантий, что человек проголосует за эту партию, конечно, нет». Главной заинтересованной стороной в проведении партийного ребрендинга несомненно являются десятки пиар-компаний, которые расчитывают на этом «непыльном» деле заработать большие деньги. Михаил Виноградов полагает, что «символические изменения» могут дать партии плюс-минус 2–3 процента максимум. Единственным удачным примером партийного символа специалисты называют «Яблоко». Все остальные «медведи», «тигры» «выхухоли» больше служат поводом для шуток, чем вызывают желание проголосовать именно за эту партию.
Представителям различных партий задали один и тот же вопрос: «Вы собираетесь проводить ребрендинг партии, и если да, то каким образом?»
Валерий РЯЗАНСКИЙ, «Единая Россия»:
– Мы стараемся избегать резких изменений имиджа. Стараемся сохранить те лозунги, под которыми мы жили десять прошедших лет – партии реальных дел, партии, которая реализует конкретные проекты. Так что здесь мы ничего не меняем. С точки зрения углубления технологий здесь да, мы стараемся идти на первичный уровень взаимоотношений с избирателем. Например, в сельских поселениях. Я не вижу необходимости в изменении стратегии, здесь все остается прежним. Что касается выбора разных кошек, то это не наш путь.
Николай ЛЕВИЧЕВ, «Справедливая Россия»:
– Ребрендинг мы пока не проводим. Некоторые просто заявляют что-то раньше времени. Мы и так проводим постоянную работу над программой, будем обсуждать ее на съезде партии в апреле. Не исключено, что у нас появятся новые лица, в том числе и среди членов центрального совета. Да, у нас нет гимна, из десятков предложений пока за душу ничего не берет. То же самое и в отношении символа. Но тигра у нас точно не будет. Посмотрим на конкурс олимпийского символа, может, что-то понравится.
Максим РОХМИСТРОВ, ЛДПР:
– У нас самый дорогой бренд на политической арене. Стоимость бренда определяется его узнаваемостью и временем создания. Мы самая старая партия в России. Поэтому менять его мы не будем. Но обязательно будут изменения в кадровом составе и в программе по всем направлениям. Программа будет отражать и интересы федеральной фракции, и интересы региональных представительств. В руководство партии у нас входит молодежь. У нас и так была самая молодая фракция в думе. Теперь будем вводить молодежь в координационный совет.
Олег КУЛИКОВ, КПРФ:
– Мы не собираемся менять бренд, которому больше ста лет. Хотя мы понимаем, что нам нужны какие-то изменения. Новые лица у нас обязательно будут. Это очень известные лица в культуре, науке, спорте. Бесполезно отсутствие идеологии заменять какими-то тиграми и выхухолями. Еще мы активно работаем в Интернете, начинаем осваивать социальные сети. Там присутствует избиратель, который оппозиционно настроен к процессам, которые происходят в нашей стране. Это потенциально наш избиратель.
Надежда КОРНЕЕВА, «Патриоты России»:
– Какого-то серьезного ребрендинга мы не намечаем. Люди уже как-то внешне представляют нашу партию, ее флаг, символы. Любой же ребрендинг – это серьезная работа. Да, можно говорить о невнятности нашей позиции. Это потому, что нас мало на федеральных каналах, нам недостает просто активности. Будем наращивать активность.
Леонид ГОЗМАН, «Правое дело»:
– Ребрендинг проводят, когда делать нечего. В нашей стране, к сожалению, очень много чего можно сделать более полезного. Мы наверняка что-то поменяем в период новой кампании, но совершенно неправильно говорить сегодня о том, какие сюрпризы мы собираемся устраивать».
Сергей МИТРОХИН, «Яблоко»:
– Пока никакой ребрендинг осуществлять не собираемся, зачем нам это нужно? Для того чтобы улучшить позиции в регионах, нужно не ребрендингом заниматься, а совсем другими вещами. У нас будет обновлена предвыборная программа, привлечены в партию новые люди».