Игра в числа
Показатели благосостояния россиян растут за счет самых богатых и самых бедных
С сегодняшнего дня трудовая пенсия россиян повышается на 8,8%. Событие это весьма значимо не только для пенсионеров, но и для официальной статистики. Повышение сильно толкнет вверх кривую доходов всего населения, и это даст властям возможность утверждать, что благосостояние россиян неизменно растет и страна неуклонно выходит из кризиса.
Однако, по мнению независимых экспертов, потерянные из-за экономического спада доходы пока смогли восстановить лишь самые бедные и самые богатые слои населения. Тем же, кто посредине, а их большинство, еще только предстоит выбираться из этой ямы. И процесс этот, по прогнозам, может затянуться.
Власти рассчитывают, что в начале следующего года наша экономика вернется на докризисный уровень, преодолев, таким образом, негативные последствия глобальной рецессии. По логике, вместе с экономикой из кризиса должны выйти и все россияне, оставив позади беды, связанные с потерей работы, сокращением зарплаты и тому подобными неприятностями. Теоретически все выглядит именно так: номинальный ВВП страны действительно сравняется с докризисным уровнем примерно через год. Вопрос: как это скажется на доходах населения?
«Докризисные годы показали, что высокий рост ВВП сопровождается ростом благосостояния во всех слоях. И бедность снижалась, и низкообеспеченные слои уменьшались, а средний и высокодоходный немного росли, – рассказал директор Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) Вячеслав Бобков. – Но, с другой стороны, это не совсем прямо связанные параметры, и не всегда рост ВВП сопровождается ростом благосостояния населения».
То, что это не совсем связанные параметры, видно из статистики двух первых лет кризиса, когда экономика страны падала, а доходы росли. Ведь даже в тяжелые 2008 и 2009 годы реальные доходы населения увеличились на 2,3 и 2,1% соответственно. И это несмотря на рост безработицы, которая с 6,3% в 2008 году выросла до 9,4% в феврале 2009-го. На декабрь прошлого года уровень безработицы, по данным Росстата, составлял 7,2%, что меньше пикового значения, но еще далеко от докризисных показателей. Что касается реальных доходов населения, то они в прошлом году, по той же официальной статистике, выросли на 4,3%. Правда, в конце года рост был не столь активным: например, декабрь 2010 года выиграл у декабря 2009-го только 3,3%. По среднемесячной начисленной заработной плате выигрыш больше – 10,2%. Однако если вычесть величину годовой инфляции, реальная прибавка составила всего 1,5%.
Директор научных программ Независимого института социальной политики Лилия Овчарова объясняет высокие показатели по доходам в период кризиса тем, что их поддержали активно повышаемые властями пенсии, без которых итоговая цифра была бы на целых 5% ниже. По ее словам, падение доходов было, но не у всех. «С точки зрения макроэкономических показателей уровень реальных доходов населения восстановился еще в конце 2009 года, – утверждает эксперт. – Вопрос в том, что это средняя характеристика, которая не означает, что доходы восстановились у всего населения. Наше исследование показало, что по состоянию на август 2010 года по сравнению с маем 2008-го порядка 30% домохозяйств столкнулись с негативными последствиями от кризиса – задержка зарплаты, ее сокращение, потеря работы. Из тех, кто столкнулся с этими проблемами, к 2010 году свои доходы восстановила только половина, то есть 15% домохозяйств все еще не вернули потери, которые возникли в период кризиса. Если очистить эту цифру от особенностей жизненного цикла семьи, связанного с рождением детей и выходом на пенсию, получается, что 8% домохозяйств так и не восстановили доходы, потерянные по вине кризиса».
По словам Вячеслава Бобкова, меньше всего от кризиса пострадали самые бедные слои населения, поскольку они попали под программу социальной поддержки государства, а больше всего – средние. «Высокодоходные тоже пострадали, но разрыв между ними и низкодоходными слоями не уменьшился, а вырос. Восстановление идет быстрее у высокодоходных, потому что в государстве проводится политика, ориентированная на преференции именно этим слоям общества. Об этом говорит, например, регрессивное налогообложение. Пенсии тоже уже превысили докризисный уровень, а заработная плата во многих местах на него еще не вышла», – отметил ученый.
Одна из причин, по его словам, в том, что «власти не стали повышать минимальный размер оплаты труда и не повысили зарплату бюджетникам, а коммерческие структуры, ориентируясь на это, тоже не торопятся поднимать зарплату своим сотрудникам, кроме некоторых отраслей, которые развиваются достаточно быстро и зависят от конъюнктуры спроса, прежде всего внешнего». Малый бизнес пока тоже не восстановил своих доходов, зато не хуже, чем до кризиса зарабатывают те, кто имеет приносящую прибыль собственность или банковские инвестиции.
В то время как рост доходов тормозится, инфляция, напротив, растет слишком быстро – 8,8% по итогам 2010 года. Впрочем, эта цифра всей картины не отражает, поскольку корзина товаров и услуг для ее расчета слишком широка. Более узкий список Росстата, так называемый фиксированный набор потребительских товаров и услуг, показал в среднем по стране рост на 12,9%. А например, стоимость минимального набора продуктов питания с января по декабрь прошлого года выросла на 22,7%. А ведь именно «минималка» в наибольшей степени отражает расходы наименее обеспеченных россиян и рост цен, с которым они сталкиваются.
Не удивительно, что в таких обстоятельствах россияне не слишком стремятся к активным тратам, как это было до кризиса. По итогам прошлого года, оборот розничной торговли, который по первоначальным прогнозам должен был прибавить 5,2%, финишировал с плюсом в 4,4%. Опросы социологов показывают, что индекс потребительского доверия растет слабо, и лишь каждый третий сейчас готов потратить свободные средства на приобретение товаров и услуг, куда больше граждан предпочитают отложить их на «черный день». Это тоже показатель того, что само население думает о своем благосостоянии.
Руководитель отдела изучения уровня жизни «Левада-Центра» Марина Красильникова убеждена, что кризис для россиян совсем не закончился. «Только самый большой оптимист может надеяться на существенное улучшение материального положения людей в 2011 году настолько, чтобы достичь предкризисных уровней. Пока до этого еще далеко», – отметила она. По словам эксперта, пик потребительских настроений с середины 1990-х годов и по сей день был достигнут в марте 2008 года. Тогда 28% опрошенных отмечали, что материальное положении их семьи за последний год улучшилось, а 17% говорили, что оно ухудшилось. Нижняя точка была весной 2009 года, когда материальное положение улучшилось лишь у 7%, а ухудшилось у 50%. В декабре 2010 года 16% говорят, что положение за год стало лучше, и 30% – что хуже.
«По-прежнему оценки заметно ниже, а главное, что их баланс другой. Если в 2008 году доля позитивных оценок почти в 1,5 раза превышала долю негативных, то сейчас – ровно наоборот. Так что говорить о восстановлении самочувствия и благосостояния семей еще не приходится, – подытоживает г-жа Красильникова. – Я не говорю об экономической статистике, там ситуация более благоприятная, чем в субъективных настроениях. Но люди отнюдь не чувствуют себя так уверенно и спокойно, как это было до кризиса».
Что же нас ожидает в текущем году? По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, рост реальной заработной платы составит порядка 3%, а рост реальных располагаемых доходов – порядка 3,6%. Но даже этим скромным темпам еще может помешать повышение ставки страховых выплат работодателей до 34%, поскольку основное бремя, как показывали различные опросы, придется именно на заработную плату. Эти цифры далеки от того, что было до глобальной рецессии. Лилия Овчарова считает, что такими, как до кризиса, темпы роста доходов в ближайшие годы не будут. «Если нет прогноза по серьезному росту ВВП, то откуда расти доходам. Пенсии расти не будут, зарплаты не будут, МРОТ не повышают, у нас нет источников роста,– констатирует она. – Я полагаю, что доходы населения будут расти медленнее даже на фоне роста ВВП, особенно если в этом году не будет существенного роста пенсий. Я даже ожидаю, что в 2011 году мы столкнемся со снижением темпов роста доходов по сравнению с 2010-м».
Вячеслав Бобков также уверен, что к докризисным темпам роста доходов мы вернемся еще очень не скоро. «Я думаю, это далеко, это будет точно за пределами 2012 года, – уверен эксперт. – Государство сейчас проводит политику осторожного повышения доходов, даже я бы сказал сдерживания роста доходов. Это касается оплаты труда бюджетников и МРОТ». По словам ученого, для нормальной жизни страны нужно, чтобы доходы росли. «У нас очень плохая социальная структура населения по уровню доходов, которые тратятся на текущее потребление. Два самых бедных слоя, необепеченный – ниже прожиточного минимума и низкодоходный – от 1 до 3 минимумов – составляют больше половины населения. А есть еще третий слой, ниже среднего уровня – от 3 до 7 прожиточных минимумов, который составляет примерно 20% населения, – пояснил эксперт. – А на средние и высокодоходные слои, по нашим оценкам, приходится вместе порядка 10%. Такая структура очень плохая, поэтому можно говорить, что рост доходов должен идти гораздо быстрее».