Политически интерактивное телевидение
Очередная программа Сергея Соловьева, ток-шоу «Поединок», состоявшаяся 7 октября на канале Россия, в которой приняли участие Марат Гельман и Александр Хинштейн, еще больше усилила подозрения в том, что принцип «не важно, как голосуют, главное кто считает» стал нормой не только «грязных» выборных технологий, но и принципом работы нового российского интерактивного телевидения.
Тема этой телевизионной дуэли, в которой зрителям предлагалось поддержать одного из участников, была самая важная для жителей нашей страны в настоящий момент: что же делать с пресловутым «наследием Юрия Лужкова»?
После яростного сражения государственных и подгосударственных мужей за голоса зрителей сложилось мнение, что роли в нем – и, главное, результат, - были определены заранее. Совсем как в бюджетном мексиканском сериале. Странно ожидать от члена Общественной палаты Марата Гельмана, сделавшего имя на идее «Москва плохая», что он в прямом эфире забудет, о чем говорил последние несколько лет, и откажется от своей идеи, под напором логичных и понятных аргументов своего оппонента Александра Хинштейна.
Авторы программы, похоже, намеренно решили персонифицировать церетелевского Петра с экс-мэром Москвы Юрием Лужковым. Получается, если у тебя памятник не вызывает отрицательных эмоций, значит ты против решения президента? Из-за подобной спекулятивной постановки вопроса об объективности голосования можно было бы забыть сразу. Хотя режиссеры изо всех сил поддерживали интригу - депутат Хинштейн большую часть передачи лидировал и, казалось, еще немного и здравый смысл с логикой восторжествуют над показным и плохо сыгранным желанием «защитить архитектурный облик Москвы».
Но не судьба. Бронзовый Петр стал всего лишь поводом еще раз высказать в эфире заранее заготовленные фразы в адрес опального градоначальника. И если предположить, что в защиту Петра в тот вечер высказалась сама глава ЮНЕСКО Ирина Бокова, это бы ничего не изменило. Итоговая победа Марата Гельмана в голосовании была предопределена свыше, но это не значит, что теперь он на правах победителя увезет бронзового Петра из покоренной им Москвы в родной Кишенев.
Мелкое жульничество с цифрами на государственном канале в передаче признанного телемэтра неприятно. Но ожидаемо.
Гораздо неприятнее сознавать, что телезрителям еще раз указали на их роль статистов, причем не только в смс-головании. Как будто, единственное что сделал Лужков в Москве – установил этот несчастный памятник, избавление от которого почему-то приравнивается к задаче государственной важности. Хотя если экспертом по вопросам государственной политики неофициально назначен Марат Гельман– возможно все.