Маленькие хитрости большого футбола
На что готовы идти мастера кожаного мяча ради выгодного контракта и сладкой жизни
На прошлой неделе в составе московского «Динамо» дебютировал известный нападающий Кевин Кураньи. Было даже несколько удивительно, что такой известный футболист, с опытом выступления за сборную Германии, будучи не в «предпенсионном» возрасте, согласился переехать в Россию, да еще далеко не в самый сильный клуб.
Однако многое проясняется, если принять во внимание инсайдерскую информацию о том, что немец за три года в «Динамо» получит 18 млн. евро, причем, по слухам, 15 млн. уже переведены на его счет в качестве так называемых подъемных. Впрочем, было время, когда практически ни один российский футболист с именем не подписывал контракт с командой без такой предоплаты. Может, ничего зазорного в том нет, если бы полученные средства отрабатывались в игре и на тренировках. Увы, зачастую наши, да и зарубежные мастера кожаного мяча банально обманывают своих работодателей и их спонсоров. Причем у футболистов есть и другие сравнительно честные способы отъема больших денег.
Кураньи, выступая за «Шальке-04», в прошлом сезоне стал вторым бомбардиром бундеслиги. Им серьезно интересовались ведущие клубы итальянской серии А, в частности «Милан», однако Кевин отверг все предложения и выбрал «Динамо». Действительно, такой выбор мог бы показаться странным, если бы не одно «но». Футболисту в качестве подъемных предложили ни много ни мало 15 млн. евро. Правда, эта информация неофициальная. Да и сам Кураньи все отрицает. «Я не продавал душу. Рассчитываю хорошо выступать в России. Пока еще не очень хорошо освоился в Москве, но нахожусь на правильном пути. В этом городе хорошие рестораны и торговые центры. Правда, в Москве все в два раза дороже, чем в Гельзенкирхене», – рассказал недавно нападающий изданию Bild.
Впрочем, не один Кураньи перебирался в Россию исключительно по финансовым мотивам. Например, защитник сборной Португалии Бруну Алвеш стал игроком питерского «Зенита» за огромную для защитника сумму – 22 млн. евро (опять же неофициальные данные). Зарплата у него, надо полагать, будет соответствующей. Можно вспомнить, как то же «Динамо» приобретало в 2005 году португальцев Манише и Коштинью. Манише, по слухам, обошелся в 16 млн. евро, тогда как его рыночная стоимость, по данным европейских СМИ, составляла на 5 млн. евро меньше. Коштинью купили за 10 млн. евро, хотя он оценивался в 4,5 млн. А были еще приглашены их соотечественники – Дерлей, Сисеру, Рибейру... Португальцы могли позволить себе прогулять тренировку, с опозданием вернуться из отпуска, откровенно игнорировать указания тренера. Это никак не влияло на их зарплату и премиальные. Кроме того, со временем выяснилось, что у Дерлея была практически неизлечимая травма колена. Ему нельзя было играть на жестком покрытии, да и вообще в плохую погоду. Между прочим, такой «одноногий» футболист стоил «Динамо» 8 млн. евро плюс зарплата около 2 млн. евро в год. Другой динамовский новобранец образца 2005 года – бразильский защитник Тиагу – был болен туберкулезом. Он только лечился и не провел ни одного официального матча, но получал высокую зарплату – более 1 млн. евро. Причем как только футболист покинул Москву, здоровье его резко пошло на поправку. Сейчас он играет за «Милан». Был в «Динамо» и еще один замечательный персонаж – южноафриканец Дилон Шеппард. После подписания контракта с этим полузащитником выяснилось, что у него одна нога значительно короче другой. Одно хорошо: он стоил «всего-то» 700 тыс. долларов.
Футболисты и их агенты (при попустительстве, конечно, руководителей клубов) идут и на другие уловки. Например, раньше довольно популярным было подписать контракт сразу с несколькими клубами. Так в 1994 году поступил известный нападающий Олег Терехин, который умудрился заключить трудовой договор (и получить подъемные) с волгоградским «Ротором», тольяттинской «Ладой», екатеринбургским «Уралмашем» и московским «Спартаком». Кроме того, он вел переговоры и с московским «Локомотивом». При этом у Терехина действовал контракт с саратовским «Соколом». В итоге футболиста за маленькие хитрости дисквалифицировали на полгода. А вот защитник сборной России Сергей Игнашевич вышел, как говорится, сухим из воды. В июле 2003 года, выступая за столичный «Локомотив», он тайно подписал контракт с ЦСКА. Договор с железнодорожниками истекал у него только в конце сезона. По слухам, на протяжении шести месяцев он получал деньги одновременно в двух местах.
Хотя по умению выбивать подъемные Игнашевич среди наших футболистов далеко не лучший. Очень, говорят, хорош был в этом плане нападающий Михаил Зубчук. Воспитанник знаменитой в свое время ФШМ, он недолго играл в ЦСКА вместе с Игорем Корнеевым, Дмитрием Кузнецовым, Валерием Масалитиным, Михаилом Ереминым. В сборной Москвы выступал бок о бок с Дмитрием Хариным и Игорем Колывановым. А потом… В его трудовой книжке есть отметки о выступлениях за воронежский «Факел», тольяттинскую «Ладу», раменский «Сатурн», тульский «Арсенал», вологодское «Динамо»... Кроме того, Зубчук играл в разных украинских и молдавских командах. Даже по самым поверхностным подсчетам Михаил за свою карьеру поменял более 15 клубов. Тактика у Зубчука была простая – получить такие подъемные, чтобы безбедно жить на них целый год, практически не играя. Для этого необходимо было повкалывать первое время после перехода в команду, а затем травмироваться или сделать так, чтобы тренер отчислил. Тогда можно было спокойно устраиваться в новый клуб, снова «осваивать» подъемные... Потом, правда, Зубчук сокрушался: «Эх, упустил свое время! Мог бы как Харин в Англии поиграть или как Колыванов в Италии. Но так уж случилось, что большую часть карьеры таскался по Винницам да Бендерам».
В принципе, чтобы добиться своего, футболисты могут опуститься и до откровенного шантажа. Как это было, например, с Андреем Аршавиным, который, чтобы его продали в лондонский «Арсенал», пугал руководство питерского «Зенита» заявлениями типа: «Если не отпустите, пожалеете». Да и тренеры, как показывает практика, не стесняются в средствах достижения своей цели. Вон Гус Хиддинк такой контракт с Российским футбольным союзом заключил – позавидуешь. В последние полгода дней 10 поработал, а 95 млн. рублей получит...
«Футбольные хитрецы были всегда, – заметил известный советский футболист, а ныне селекционер московского «Локомотива» Валерий Маслов. – В 1960-е годы был такой игрок Казаков. Мне кажется, что он объехал весь Советский Союз, меняя команды. Другое дело, что выступал за клубы, которые не боролись за медали. Везде получал подъемные и даже квартиры. Другое дело, что в те времена казаковых были единицы. Сейчас же многие клубы сами развращают игроков. Цены на трансферном рынке взвинчены до небес. Соответственно растут и зарплаты даже начинающих футболистов. А как только в руки совсем молодого человека попадает несколько тысяч долларов, он забывает о футболе! Да посмотрите сами на многих наших «звезд». Они выходят на поле с таким видом, что нам, зрителям, делают огромное одолжение! То им холодно, то жарко… Им даже травму лень имитировать. Или вот еще мода вести переговоры за спиной руководства клуба. Взять того же Игнашевича. В «Локо» на него рассчитывали, а он, оказывается, уже перебежал в другой лагерь. Думаю, многое идет от агентов. Им выгодно, чтобы футболисты как можно чаще переходили из команды в команду. Так можно больше заработать. Да и некоторые игроки приходят к выводу, что так проще зарабатывать деньги».
«В советские времена ни в московском «Динамо», ни в «Спартаке» не было никаких подъемных, – вспоминает защитник сборной СССР Александр Бубнов. – Квартиру можно было получить только года через два после того, как пришел в команду, и то при условии, что постоянно играешь в стартовом составе. А вот в Киеве игроку сразу давали ключи от квартиры и автомобиля. Но при этом у Лобановского дурака валять было просто невозможно. Сейчас совсем иная система. Контракты составлены таким образом, что можно не играть, но получать по полной программе. Почему? По двум причинам. Во-первых, зачастую клубами руководят люди, далекие от футбола, которые к тому же распоряжаются не своими деньгами. Они с легкостью подписывают так называемый типовой контракт, забыв оговорить в нем детали. Вот и приходится переплачивать игроку, который все время лечится, либо сидит в запасе. Во-вторых, сам футболист зачастую из своей зарплаты «отстегивает» главному тренеру, спортивному директору или даже президенту клуба. Поэтому у нас очень много футболистов, которые вроде бы числятся в заявке клуба премьер-лиги, находятся в хорошем футбольном возрасте, но на поле не выходят, зато по вечерам разъезжают на дорогих иномарках по ресторанам и ночным клубам. Лично я за то, чтобы никаких подъемных ни в каком виде игрокам не выплачивали. А зарплата должна быть пропорциональна времени, которое футболист проводит на поле. Тогда и хитрецов будет намного меньше».
«Веселое было время в 1990-х, – признается тот самый Олег Терехин. – Куда меня только не звали! Сразу предлагали машину, деньги, и я всякий раз соглашался. Подписывал какие-то бумаги. В итоге у меня оказались три автомобиля и денег, как грязи. Потом вся эта история всплыла, и меня дисквалифицировали. «Разрулить» ситуацию помог главный тренер «Лады» Александр Гармашов. Помог, образно говоря, исправить ошибку молодости. Он надеялся, что я продолжу карьеру в Тольятти. Ну а мне пришлось вернуть и машины, и деньги. Но в итоге я подписал контракт не с «Ладой, а с московским «Динамо». Вообще, в 1990-е годы контракты игроков были достаточно условными, поэтому и часто не соблюдались. Футболисты без раздумий заключали новые соглашения, «снимали» подъемные… Сейчас у каждого есть агент. И именно он старается взвинтить цену на игрока, выбить для него высокую зарплату. Хотя заиграет парень или будет сидеть в запасе – никто не знает. Но в любом случае с нынешними футбольными зарплатами можно жить припеваючи».