Президент Медведев дал прощальное интервью о протестах, реформе МВД, Ходорковском и Pussy Riot
Президент России Дмитрий Медведев, который в начале мая покинет свой пост, дал прощальное интервью российскому телевидению.
Президент России Дмитрий Медведев, который в начале мая покинет свой пост, дал прощальное интервью российскому телевидению. При чем на этот раз интервью у пока еще главы государства взяли не только государственные каналы (Первый, "Россия" и НТВ), но и независимые РЕН-ТВ и "Дождь". В связи с этим, Медведеву пришлось отвечать на "неудобные" вопросы.
Первый же вопрос задала Марианна Максимовскаяв РЕН-ТВ. Он был о либеральных ценностях и свободе. Глава государства выразил мнение, что Россия действительно продвинулась в сфере гражданских свобод, и продвинулась серьезно. Он привел в пример недавний выход людей на площади - он уверен, что каждый из этих людей, независимо от политических взглядов, сказал бы, что он свободен - в том числе потому что может таким образом выражать свою позицию.
Спросили у президента и о реформе МВД, которую он затеял в прошлом году. Журналисты, в частности, отметили, что после реформы облик правоохранительных органов, напротив, ухудшился. Медведев на это отметил, что никто не должен ожидать, что всего за полгода преобразований возникнет новая полиция или новое МВД. Из органов уволили 200 тысяч человек, но это не значит, что остальные, оставшиеся, стали другими.
Он призвал не судить по горстке мерзавцев о правоохранительных органах в целом. "Мы не фитюлька какая-нибудь", не маленькое государство, где можно разом все изменить", - заявил Медведев.
Еще один вопрос, который волновал СМИ, связан с предстоящим формированием нового правительства, которое должен возглавить Медведев. Глава государства, говоря о составе кабинета министров, отметил, что глава МВД Рашид Нургалиев "понесет ответственность за происходящее и реформы. На вопрос о его "наказании отставкой" Медведев сказал: "7 мая все министры подадут в отставку, вот так". Он признал, что это плановое событие, но если всех министров за любой проступок отправлять в отставку, система упрется в коллапс.
О бывшем главе Минфина, который вступил в конфликт с Медведевым как раз по поводу расходов на оборону и был за это скандально уволен, президенту также довелось сказать несколько слов - прозвучали они иронично. Комментируя прогнозы Кудрина о том, что Россию ждет тяжелый кризис, если своевременно не будут приняты серьезные, но непопулярные меры, Медведев посоветовал ему не играть в Нострадамуса, а заниматься собственной карьерой.
"Он все-таки не Ванга и не Нострадамус, чтобы делать такие предсказания. Пусть лучше занимается своей будущей карьерой, это, мне кажется, более благодатная тема", - заявил президент.
В ходе интервью Медведева "упрекнули" в том, что в борьбе с коррупцией нет заметных подвижек. Медведев на это заявил, что с коррупцией должно бороться государство, и не стоит из отдельных личностей, в том числе из блогера Алексея Навального, делать икону. В ходе общения журналисты, говоря о борьбе с коррупцией, в качестве примера предложили президенту сделать Навального руководителем Антикоррупционного комитета либо назначать расследования по его публикациям.
"У меня просьба - давайте исходить из того, что ни у кого нет патента на борьбу с коррупцией. В этом заинтересованы все мы, и, кстати, все мы в этом смысле - гражданские активисты", - отметил президент.
Объясняя, почему борьба с коррупцией идет медленно и малозаметно, Медведев заметил: "Чиновники - это корпорация, они не хотят, чтобы в их дела вмешивались".
По уже сложившейся традиции, главу государства спросили о дальнейшей судьбе экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. В частности, журналисты спросили, можно ли помиловать Ходорковского без соответствующего прошения с его стороны. Медведев подчеркнул, что прошение должно быть обязательно, это прописано в 50-й статье Конституции. Говорить о милосердии можно, но это должно быть связано с волей осужденного. Более того, президент может нарушить желание человека, помиловав его до того, как он добьется полного оправдания.
"Мы должны задаться вопросом, почему у нас такое большое число людей в современных условиях, в XXI веке, находятся на зоне?" - сказал президент. По его словам, за время его работы число заключенных снизилось с миллиона до 800 тысяч - то есть, пятая часть оказались на свободе. По мысли Медведева, это государственная проблема, которая касается не только Ходорковского, Лебедева, но и многих других людей.
Конкретно по делу Ходорковского Медведев отрезал: "Без обращения не может быть рассмотрения".
Говоря о многотысячных поствыборных протестах в Москве, президент сказал, что уважает право тех, кто вышел на Болотную и другие площади высказать свое мнение, однако не согласен с рядом высказываний выступавших на сцене. "Если говорить о людях, которые протестовали против власти и еще чего-то, я уважаю их право, это абсолютно нормально. Я не вполне согласен с некоторыми вещами, которые говорили, например, со сцены, потому, что у меня другая политическая позиция", - сказал он.
Люди, вышедшие для того, чтобы продемонстрировать свою позицию, по его словам, заслуживают уважения. "Абсолютное большинство вело себя как законопослушные граждане, они вышли, сказали все, что думают, они и потом выходили. Это их право", - отметил президент.
СМИ также затронули и тему скандального панк-молебна группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя, участницы которого были арестованы.
Президент уклонился от комментариев по судебному решению об аресте, пояснив, что президент должен высказываться осторожно, иначе это может быть воспринято как рекомендация суду. В связи с этим он вспомнил, как на встрече со студентами журфака МГУ сказал, что считает приговор нацболке Таисии Осиповой слишком суровым, и после этого вскоре был назначен пересмотр дела.
"Не я принимал решение, а судья, - сказал он о деле Pussy Riot. - Если я сейчас начну комментировать решение судьи даже по резонансным вопросам, это и есть вмешательство в правосудие". "Я, в конце концов, президент. И это есть сигнал, типа держите, не выпускайте, или - немедленно выпустите", - сказал глава государства.
Участницы Pussy Riot "получили ровно то, на что рассчитывали", - заключил президент. Журналисты недоуменно уточнили: "Рассчитывали на тюремный приговор?" "Рассчитывали на популярность", - пояснил Медведев.