Exxon оштрафовали за сделки с Игорем Сечиным
Власти США обвинили компанию в нарушении санкций против России
Минфин США наложил первый штраф за нарушение санкций против России — Exxon оштрафована на $2 млн за то, что в мае 2014 года подписывала юридически обязывающие документы с главой «Роснефти» Игорем Сечиным. На тот момент господин Сечин уже находился под санкциями США как физическое лицо, хотя сама «Роснефть» тогда под них еще не попала.
Власти США оштрафовали ExxonMobil на $2 млн за нарушение санкций, введенных в связи с кризисом на юго-востоке Украины, сообщает бюро по санкциям Минфина США (OFAC). Минфин США 28 апреля 2014 года включил в список «нежелательных лиц» (specially designated nationals, SDN) Игоря Сечина — главу «Роснефти» и давнего соратника Владимира Путина. Попадание в список SDN означает, что американским гражданам запрещаются любые сделки с таким человеком или его имуществом. Несмотря на это, по данным OFAC, в период между 14 и 23 мая 2014 года представители Exxon подписали с господином Сечиным восемь юридически обязывающих документов. OFAC не раскрывает, что это за сделки, поскольку штраф накладывается за сам факт подобного контакта.
По данным “Ъ”, речь идет о следующих сделках. «Роснефть» 24 мая 2014 года сообщила, что продлила с ExxonMobil срок действия действующего стратегического соглашения по реализации проекта «Дальневосточный СПГ». Также Игорь Сечин и президент ExxonMobil Russia Глен Уоллер подписали соглашение об оказании консорциумом «Сахалин-1» комплекса услуг по бурению, добыче, подготовке, транспортировке, хранению и погрузке углеводородов, добытых на северной оконечности месторождения Чайво, с использованием инфраструктуры консорциума «Сахалин-1». Источник “Ъ”, близкий к «Роснефти», подтвердил, что речь идет об этих договоренностях с Exxon.
Согласно сообщению OFAC, Exxon в ходе диалога с регулятором заявила, что интерпретировала санкции против Игоря Сечина как запрет на трансакции лично с ним и его собственным имуществом, в то время как, по мнению Exxon, ограничения не распространялись на общение с господином Сечиным как представителем компании «Роснефть». На тот момент «Роснефть» как юридическое лицо еще не находилось ни под финансовыми, ни под секторальными санкциями США, которые были введены уже летом 2014 года. Однако OFAC сочло эти оправдания Exxon недостаточно обоснованными и наложило на компанию максимальный возможный штраф за подобное нарушение. OFAC подчеркивает, что Exxon не стала добровольно сообщать регулятору об этом нарушении, хотя топ-менеджмент компании знал о статусе Игоря Сечина и его включении в лист SDN. При этом OFAC называет господина Сечина «должностным лицом правительства РФ, который вносит вклад в кризис на Украине».
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев убежден, что при подготовке решения о подписании документов Exxon «тщательнейшим образом консультировалась и с OFAC и санкционными юристами», зная, что они подписывают соглашение с Игорем Сечиным не как с физическим лицом, представляющим свои интересы, а как с представителем органа управления компании, что не является основанием для нарушения санкционного режима. Кроме того, «удивляет, что OFAC обратила внимания на документы, выложенные в публичный доступ, только через три с лишним года после опубликования», говорит господин Леонтьев