Почем валиум для народа?
Расширение сети госаптек не решит проблемы снабжения населения доступными лекарствами. Депутаты Государственной Думы требуют от Минздрава принятия практических шагов по исправлению ситуации, в том числе, и по снабжению льготников
![Почем валиум для народа?](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/uploads/articles/36016/81big.jpg)
Поручение Владимира Путина Правительству и главам регионов оперативно рассмотреть вопрос о целесообразности создании сети государственных (муниципальных) аптек вызвало крайне неоднозначную реакцию. Как среди чиновников, так и в профессиональном сообществе.
Так, в экономической возможности создания такой системы и ее эффективности усомнилась вице-премьер Правительства Ольга Голодец. Создание такой сети потребует больших затрат, да и ее популярность не очевидна, считает она. «Люди... привыкли ходить туда, куда им удобно. Это самое главное «но»», заявила она СМИ. Хотя сама идея, полагает она, рациональна, так как в государственной сети легче контролировать наличие препаратов и обеспечивать их доступность. Правда, за счет чего населению будет «лучше» покупать лекарства именно там, вице-премьер не уточнила.
Если суммировать высказывания экспертов, то «плюсы» создания государственной сети аптек сводятся к следующему: наличие производственно-рецептурных отделов, наличие дешевых лекарств, особенно для пенсионеров. Всё. При этом низкие цены могут поддерживаться за счет субсидирования из бюджета (как один из вариантов). То есть из наших же карманов.
Фармрынок пока затаился в ожидании. Представители аптечных сетей держат настороженную паузу. Мы обзвонили центральные офисы ряда крупных и наиболее популярных компаний с целью выяснить их отношение к инициативе по созданию сети госаптек и возможным последствиям этого шага. «Мы не комментируем такое», заявили нам в «Аптека ИФК». Отказались высказаться по ситуации в сети «Витафарм», отделались молчанием и в «Горздраве». Уклонились от ответа и крупнейшие поставщики лекарств в российские аптечные сети – СИА-Интернейшнл («пресс-службы у нас нет, отдел маркетинга не комментирует, звоните секретарю») и ГК «Протек» (электронный адрес pr-менеджера хронически не работал, а сам специалист отсутствовал).
Однако другие представители профессионального сообщества свою позицию уже сформулировали. Создавать новые государственные аптеки нецелесообразно, сообщила нашему изданию исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина. «Они есть не только в Москве, но и в регионах. И если они есть, то это значит, что они в субъектах нужны. Другое дело, что регион не должен относиться к ним потребительски».
Решить проблему можно и с имеющимся потенциалом. По мнению Неволиной, в стране много успешных аптек ГУПов, которые хотят и могут развиваться. Но государство просто не выстроило с ними справедливые партнерские отношений. «Сегодня такая аптека не получает от государства преференций – например, помещение она берет в аренду на общих основаниях, по конкурсу, как коммерческая структура». Регионы забирают процент из прибыли, обременяют их различными обязательствами – обеспечение наркосодержащими препаратами, обеспечение льготников. В итоге, аптека несет социальную нагрузку, прибыль собственнику перечисляет, но никакой помощи от него не получает.
Не вносит ясности в ситуацию и позиция Минздрава. Глава ведомства лишь констатирует рост цен на лекарственные препараты, приводя при этом цифры, порой мало соответствующие действительности. Так, на последней встрече с депутатами Государственной Думы, Вероника Скворцова заявила, что за январь цены на лекарства из списка ЖНВЛП повысились в среднем на 3,4%. В остальном сегменте, где государство цены не регулирует, они подорожали в 1,5-2 раза.
Однако эта информация не успокоила депутатов, которые потребовали от главы Минздрава решительных действий. «Люди уже сталкиваются не просто с видимым ростом стоимости лекарств и усилением ценовых различий в аптечных сетях, но и со скрытым повышением цен, когда по привычной цене 20-ти таблеток им продают лишь 10-ть. Поэтому контроль за ценообразованием на медикаменты жизненно необходим в прямом смысл слова!», заявил зампред Комитета ГД по промышленности Владимир Гутенев.
Так, по данным Петростата, цены на лекарства в аптеках Санкт-Петербурга в январе выросли следующим образом: анальгин в таблетках стал дороже на 27,2%, аспирин российского производства - на 10%, пищеварительные таблетки панкреатин - на 9,2%. Также на 13,5% поднялась цена на корвалол, на 18,6% - на валокордин, на 14% выше стала цена валидола. Йод в начале года подорожал на 7,1%, а отечественные поливитамины без минералов - на 10%. Напомним, что петербургское представительство Росстата ведет наблюдение за изменением цен по утвержденному ведомством перечню из 45 наименований лекарственных препаратов.
Подробной информацией о реальных результатах проверки Минздрав, видимо, делиться не желает. Не особо распространяется на этот счет и Прокуратура, сотрудники которой осуществляют свою проверку цен. Именно этот «заговор молчания» заставил члена Общественной палаты РФ Павла Сычева обратиться с письмом на имя Генерального прокурора России Юрия Чайки. «Прошу вас предоставить публичную информацию о результатах проверок цен на лекарственные средства, о причинах, способствующих росту цен, в том числе на средства из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), если такие факты имеются», говорится в нем.
Между тем, во многих регионах льготным категориям граждан уже не хватает лекарств. К началу февраля по программе обеспечения льготников необходимыми лекарствами отсроченными были 8 тыс. рецептов, что на 20% больше, чем на аналогичную дату 2014 года. Усугубить ситуацию может рост цен на лекарства. Напомним, что ранее министр здравоохранения неоднократно заверяла Правительство и общество, что у льготников проблем с лекарственным обеспечением не будет.
Но вернемся к госаптекам – слишком много вопросов здесь остается. Например, непонятно, откуда возьмутся деньги на поддержку таких социальных аптек, при том, что соответствующие статьи бюджета сейчас режут? И как можно будет проконтролировать использование этих средств - например, что они пойдут именно на закупку дешевых препаратов, а не тех, что производит компания родственников местных чиновников? Кто гарантирует, что руководство Минздрава не обяжет закупать очередной «арбидол», изготовленный на предприятии кого-нибудь из «Ближнего круга»?