Зависимы до мозга костей
Отечественные продукты будут дорожать, как бы ни грозила штрафами прокуратура, — даже себестоимость овощей, молока и хлеба в России очень сильно зависит от курса валют и импорта, уверяют производители
Рост цен на продукты питания — на мясо, овощи, гречневую крупу, сахар, подсолнечное масло — «связан в том числе с необъективными причинами», заявил 23 января руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев на встрече с председателем российского правительства Дмитрием Медведевым.
«Девяносто восемь дел мы возбудили по конкретным фактам завышения цен, которые никак не связаны с внешней конъюнктурой. Либо они не имеют никакого отношения к импорту (всё производится в нашей стране), либо доля роста цены по импорту составляет несколько единиц процентов, а на самом деле рост идет на 30, 40, 50% и т. д.», — заявил Артемьев (цитата по сайту правительства).
Основные продукты питания в России действительно сильно подорожали: только в декабре 2014 г. цены на часть социально значимого продовольствия в российских регионах выросли, по данным, Росстата, на 30%, в январе рост цен не остановился.
К социально значимым относится более 20 продовольственных товаров: мясо разных видов, рыба, яйца, крупы, мука, овощи, подсолнечное масло, молоко и молочные продукты, сахар и соль, хлеб, чай, яблоки и др. Причем дорожали продукты преимущественно российского производства: например, в лидеры роста цен во многих регионах неожиданно вырвалась капуста, цена на которую за декабрь увеличилась на 29%.
Такое ценообразование привлекло внимание не только ФАС, но и прокуратуры, сотрудники которой пришли в магазин с проверками.
Производители объясняют, что повышают цены вынужденно из-за роста себестоимости. А та увеличивается из-за сильной зависимости от курса рубля и импорта. «Ведомости» узнали у отраслевых экспертов и производителей продуктов, какова доля прямых и косвенных валютных затрат в себестоимости основных продуктов питания. Из ответов следует, что она в большинстве случаев составляет не менее трети от цены готового продукта.
Курс для продуктов
Так, для заметно подорожавших капусты и моркови валютная составляющая в себестоимости доходит до 75%, говорит гендиректор подмосковного совхоза им. Ленина Павел Грудинин. В себестоимости картофеля доля валютной составляющей — от 20% в малоэффективных хозяйствах до 70% в высокотехнологичных, подсчитал Грудинин. «В основном это затраты на покупку семян, химикатов, техники и запчастей к ней», — поясняет он. Сотрудник Минсельхоза подтверждает справедливость расчетов: курс рубля оказывает большое влияние на прогрессивные хозяйства, оснащенные современной техникой и выращивающие большие объемы урожая. «Они работают с импортным семенным материалом, иностранной техникой, удобрениями и средствами защиты растений, так что теперь для них все сильно подорожало», — признает он. Но министерство вместе с производителями обсуждает снижение зависимости за счет программы импортозамещения, говорит он.
Себестоимость куриных яиц, которые на прилавках магазинов почти все отечественные, примерно на 75-80% зависит от динамики курса рубля к основным валютам. Напрямую за счет импорта формируется 10-15% себестоимости за счет расходов на кормовые добавки, ветеринарные препараты и витамины, подсчитал Альберт Давлеев из консалтингового агентства Agrifood Strategies. Еще около 65% себестоимости связано с ценами на зерно. Это биржевой товар, цена которого также зависит от валютных колебаний, добавляет он.
Для ограничения роста цен на зерно с 1 февраля начала действовать экспортная пошлина на пшеницу. Цель правительства — увеличить поставки зерна на внутренний рынок, говорил ранее представитель вице-премьера Аркадия Дворковича. Но из-за разрыва в ценах между внутренними и мировыми ценами российские производители предпочитали в конце прошлого года продавать зерно по внешнеторговым контрактам. Внутренние цены стремятся соответствовать ценам экспортных поставок, заключаемых в валюте, и в итоге цены на зерно выросли с начала уборки урожая на 60%, напоминает директор по развитию «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков.
Производство куриного мяса, уже много лет успешно развивающееся в России, зависит от курса валют еще сильнее, отмечает Давлеев. Около 2-3% себестоимости куриной тушки приходится на импортное инкубаторское яйцо. Соевый шрот, ветеринарные препараты и кормовые добавки тоже закупаются за рубежом. Помимо этого до 60% себестоимости бройлера в живом весе формируется за счет расходов на зерно, которым кормят цыплят. Продукция из куриного мяса в магазинах подорожала на 30-35% именно за счет роста цен на живых кур, считает Давлеев. Переработка не так сильно влияет на стоимость конечного продукта, так как инвестиции в нее уже практически заморожены, объясняет он.
Не ниже валютная зависимость и у других видов мяса, уверяют производители и эксперты. В свинине не менее 30-40% от себестоимости — это генетический материал, концентрированные корма, ветеринарные препараты, оборудование, перечисляет зависимые от импорта и курса зарубежных валют составляющие президент Мясного совета Единого экономического пространства Мушег Мамиконян. Доли этих составляющих варьируются в зависимости от конкретного производителя, добавляет он. Остальное в себестоимости свинины — это пшеница и кукуруза, говорит Мамиконян.
Как и в других видах животноводства, основные статьи расходов при производстве говядины также зависят от импорта и валюты, говорит гендиректор Национального союза производителей говядины Денис Черкесов.
Еще сильнее зависят от курсов валют цены на рыбу, даже на выловленную российскими рыбаками треску или минтай. Около 90% вылова идет на экспорт и внутренняя цена на российском рынке полностью определяется экспортной ценой, объясняет Востриков из «Руспродсоюза». Ну а в цене импортной неразделанной мороженой рыбы, продающейся вразвес, валютная составляющая достигает и вовсе 99% себестоимости, продолжает эксперт: «Этот товар продается в том же виде, в котором завозится, рублевая составляющая в его себестоимости — только транспорт от границы до склада».
При производстве молочных продуктов основная доля в себестоимости приходится, естественно, на сырое молоко, стоимость которого опосредованно привязана к валюте из-за затрат на содержание скота и импортное оборудование, говорит предправления отраслевого объединения Союзмолоко Андрей Даниленко. При производстве популярного сыра, например «Российского», затраты на молоко составляют, по его подсчетам, 70%, а для сливочного масла, по подсчетам представителя крупного молочного комбината, — 92%.
Себестоимость хлеба на 20-30% зависит от цен на зерно, подсчитал Востриков. А, например, в себестоимости вермишели из пшеничной муки высшего сорта 64% приходится на муку.
Большинство категорий продуктов питания и товаров повседневного спроса в высокой степени зависимы от импорта и это касается не только социально значимых товаров, утверждает партнер продовольственной группы Nielsen в России Юлия Маруева. «Какао и орехи для шоколада, молоко для ряда категорий молочной продукции ввозятся компаниями с локализованным производством из-за рубежа, и их затраты привязаны к валюте», — говорит она. Местное сырье обычно либо не удовлетворяет производителей по качеству, либо представлено в недостаточных объемах, либо слишком дорого, объясняет эксперт.
Дорожает все
Социально значимые бакалейные товары, которые практически полностью производятся в России, зависят от курса доллара не только из-за сырья. Другая существенная статья расходов — стандартные для всей бакалеи траты на упаковку. В себестоимости вермишели они составляют около 10%. При этом большую часть сырья для производства упаковки (краски, адгезивы, полимерные добавки и т. д.) импортируют.
Фасованный рис российского производства также привязан к импорту из-за упаковки, а также из-за использования удобрений и средств защиты растений. Даже отечественные удобрения «эволюционируют в цене в зависимости от ситуации на валютном рынке», говорит Востриков.
И даже в себестоимости фасованной соли доля зависимых от валют расходов, по данным «Руспродсоюза», составляет примерно 34%: это упаковка, горюче-смазочные материалы, запчасти, расходные материалы, амортизация импортного оборудования и т. д.
В затратах на производство популярного сыра, например «Российского», около 10% приходится на фермент, оборудование и упаковку, опять же импортные или зависимые от импорта.
Другая заметная статья расходов — обслуживание импортного оборудования. При производстве сливочного масла, например, около 1,5% в себестоимости приходится на амортизацию оборудования, купленного до девальвации, подсчитал сотрудник одного из молочных комбинатов. А для оборудования, купленного в последние месяцы, амортизационные расходы вырастут вдвое.
На передовых предприятиях хлебопекарной отрасли стоит высокопроизводительное оборудование зарубежного производства, обслуживание и комплектация которого зависят от курса рубля к основным валютам, и это довольно заметная зависимость, ведь в среднем амортизационные расходы составляют 5% от себестоимости хлеба, подсчитывает Востриков.
В непродовольственных категориях зависимость еще сильнее, говорит Маруева из Nielsen: как правило, минимум половина компонентов в средствах личной гигиены и ухода — импортируемые химикаты, объясняет она. Кроме того, производятся эти товары на импортном оборудовании, а значит, нести затраты на его покупку, обслуживание и ремонт приходится с оглядкой на курсы валют, добавляет она. Например, Procter & Gamble ввозит для своих бритвенных станков Gillette лезвия из Германии. Кроме того, российские моющие средства и средства гигиены разливаются в импортные пластиковые бутылки. «Рост обменного курса евро к рублю увеличивает стоимость бритв российского подразделения и сокращает прибыль», — констатировал финдиректор Procter & Gamble Джон Моллер по результатам IV квартала 2014 г.
Kimberly-Clark, выпускающая подгузники Huggies в подмосковном Ступине, также вынуждена повышать цены из-за падения рубля. Несмотря на локализованное производство, цены материалов для наполнителя и упаковки долларовые. «Приходится повышать цены, чтобы покрыть гигантский рост стоимости импортируемых материалов в местной валюте», — говорил неделю назад исполнительный директор Kimberly-Clark Томас Фальк на телеконференции по результатам последнего квартала 2014 г.
Сигнал рознице
Розничным сетям эти подсчеты производителей хорошо известны. Валютная зависимость — один из основных аргументов, которыми поставщики объясняют причину роста отпускных цен, говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. Все, что могут сделать представители сетей, — это попытаться найти продукт с более низкой зависимостью, например закупать товар в упаковке из российских компонентов, рассуждает он. До падения курса рубля такая упаковка обходилась даже дороже, а теперь стала более привлекательной по цене, отмечает он.
Вице-премьеры, курирующие розничный и продовольственный рынки, Игорь Шувалов и Аркадий Дворкович, с позицией производителей также знакомы, уверяет один из участников комиссии по мониторингу и оперативного реагирования на изменение конъюнктуры продовольственных рынков, созданной для контроля цен. «Они сами отлично понимают, что в нынешних условиях цена может меняться и почему она должна меняться, и не просят детального объяснения», — говорит он. Представитель ФАС вчера не смог сказать, как именно служба определяет обоснованность либо необоснованность роста цен и как относится к доводам производителей о большой валютной составляющей в себестоимости отечественных продуктов.
«Проверки магазинов Генпрокуратурой — это посыл, что цены не должны расти для населения, а не для ритейлеров», — говорит на это один из ритейлеров.
В таких условиях лидеры розничного рынка могут пожертвовать своей маржей, чтобы избежать вмешательства государства, отмечал Борис Вилидницкий из Barclays. Аналитика беспокоит то, что ситуация с российским ритейлом и чиновниками напоминает ситуацию на розничном рынке нефтепродуктов несколько лет назад. Тогда заявление президента страны Владимира Путина о высоких ценах на бензин привело к снижению цен на рынке, хотя рыночных предпосылок к изменению стоимости топлива не было, напоминает Вилидницкий.
Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») после проверок раскрыла данные по средней наценке в своих магазинах и сообщила, что с начала декабря снизила ее на ряд товаров, чтобы не допустить скачка цен и оттока покупателей. Например, на хлеб она снизилась с 24% до минус 1%. Рост оптовых цен опережает рост цены на полках, заключает представитель X5 Владимир Русанов.
Источник - "Ведомости"